НЕ ЗАБУДЬТЕ ВЫКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕВИЗОР
Шурик взялся осваивать симоронские приемы и техники. Скоро он рассказал о
новом достижении. Саша лежал в четырехместной палате. Весь день шли
оживленные разговоры о предстоящем футбольном матче - обсуждались шансы
нашей сборной. По соседству была палата на шесть человек с телевизором,
которая вечером превратилась в министадион. Саша упустил, не отсиморонил
момент, когда начала побаливать голова, и к вечеру боль стала невыносимой.
К несчастью, начался футбол. Ребята поддали и врубили телевизор на полную
громкость. Они орали и топали ногами, бурно реагируя на острые моменты игры.
Деваться некуда. Пришлось Сане отблагодарить телевизор, хотя естественнее
было работать с футбольными фэнами. Саша благодарил за предостережение, что
от громких звуков голова может расколоться как кокосовый орех.
Наш герой представил телевизор, мысленно открыл его и изумился: пылища
необыкновенная. Взял мяконькую колонковую кисточку, почистил все платы.
Протер спиртиком контакты, осмотрел каждую детальку, подпаял, где надо.
Экран протер чистой фланелевой тряпочкой. Подключил стабилизатор напряжения.
Словом, выдал сигнализатору то, в чем он нуждался. Он применил симоронский
метод переименования актуального сигнала. Тут пришла медсестра и сделала
выговор распалившимся болельщикам: "Вы мешаете другим больным!" Те
выключили
телевизор и ушли в другую палату. Вслед за этим стихла и боль в голове.
ЗУБАСТАЯ ЩУКА
По признанию Саши, одно из главных препятствий на его пути к гармоничной
жизни - страх смерти, страх перед бездной, на краю которой он оказался.
Фактически, Шурик смирился с мыслью, что падение неизбежно. Он рассказал,
что незадолго до начала нашей работы приготовился к смерти и разработал
драматический и эффектный уход из жизни. Не один раз он представлял, как
раздает друзьям самые любимые вещи, как, пустив скупую мужицкую слезу,
прощается с женой и уходит в дремучие леса - помирать.
Тем не менее, призрак костлявой старухи с косой чрезвычайно пугал.
Безысходным казался и страх перед изматывающими приступами, перед болью.
Едва она затихала, возобновлялось ожидание очередной волны боли и страх
перед ней. С этим необходимо было срочно разобраться. Саша поблагодарил
чувство страха и стал вспоминать, когда оно впервые его посетило. Корневое
событие было найдено почти сразу.
Пятилетний Шурик гостил летом в деревне. Возвращаясь с речки, он подошел
к компании деревенских мальчишек, скучающих на завалинке. Самому старшему из
них пришла мысль подшутить над малышом. Он выхватил здоровенную полуживую
щуку и, растопырив ей пасть, резко поднес к лицу Шурика. Рыбина шевелила
жабрами и била хвостом. Что творилось с Шуриком, описать невозможно.
Сбежались взрослые, и его с трудом удалось успокоить.
Надо переименоваться. Реального благодарственного поступка для мальчишки
Саня не мог совершить - они были незнакомы. Значит, надо переиграть корневой
эпизод. Саша остановился на следующем варианте. Увидев, что мальчишкам
скучно, он подошел к ним и вытащил из кармана перочинный ножик. Глаза у
пацанов загорелись, и предложение Шурика сыграть в "ножички" нашло
всеобщую
поддержку. Время пролетело незаметно, и когда он собрался уходить, старший
из мальчишек предложил щуку в обмен на ножик. Шурик едва дотащил крупную
рыбину до дома. Все! Не было никакого испуга, а Шурик получил новое имя: "Я
тот, который предлагает мальчишкам игру в ножички".
Переиграв корневой эпизод, он почувствовал сильное облегчение, и его
сегодняшние страхи показались беспочвенными. Если они подбирались вновь,
Саша воспроизводил полученное имя, возвращая себе смелость. То, что имя
выбрано верно, подтвердилось в нашу следующую встречу. Саша достал блокнот,
куда записывал возникающие вопросы, и я увидел на обложке пятнистую зеленую
щуку. Дополнительное подтверждение было получено, когда я записывал эту
историю, а моя жена смотрела по телевизору "Особенности национальной охоты".
Я поднял взгляд на экран и узрел, как пьяненький лесник Кузьмич вылавливает
из воды щуку.
БУДДА, ПАРЯЩИЙ В СМОКИНГЕ
Спустя некоторое время Сашу выписали из больницы. Благодаря богатому
воображению, он оказался способным волшебником и в одну из наших встреч
порадовал следующим рассказом.
- Сколько себя помню, у меня не складывались отношения с матерью. Мы
живем отдельно, но от этого не легче. Телефонный разговор с ней - сущее
наказание. Мать начинает учить уму-разуму - как мне жить, как ходить, как
есть, как общаться с женой. По ее словам оказывается, что я "дурак и работаю
за всю родню, а они лишь наблюдают за этим. (Кроме Саши и Ирины в их
квартире живет дочь с зятем.) Жена плохая - пуговицу не пришьет, борща не
сварит". Мать вечно упрекает, что я не ухаживаю за ней, не помогаю по
хозяйству. Но стоит приняться за дела в ее доме, как выясняется, что я все
делаю неправильно. Тихий и спокойный разговор быстро переходит в скандал, и
мы яростно бросаем трубки. Дело дошло до того, что, едва заслышав по
телефону голос матери, я закипаю как самовар.
Я поблагодарил ее за предупреждение, что самовар может не выдержать и
разорваться на тысячу осколков. Чтобы подарить матери спокойствие и душевное
равновесие, попробовал переименоваться через трэк. Я представил две бетонные
стены, с грохотом сталкивающиеся между собой. Потом они рассыпались. Когда
облако пыли рассеялось, я увидел Будду, парившего в воздухе над лесной
поляной. Как и положено великому Аватару, он сидел в позе лотоса, со
сложенными руками, улыбался блаженной улыбкой и распространял светящийся
ореол.
Будда был необычен - в безукоризненном смокинге с бабочкой и лакированных
штиблетах, во рту торчала сигара. Я дал себе имя: "Я тот, который парит
в
смокинге". Перед тем, как говорить с матерью, представлял себя в таком
состоянии. Результаты не заставили долго ждать. После первого же звонка я
почувствовал себя вполне комфортно. Мы поговорили о бытовых мелочах и
попрощались, довольные друг другом. С тех пор наши взаимоотношения стали
доброжелательными.
ВЫШИТЫЙ СЛОН И СНЕГОВЫЕ САНДАЛИИ
Одна за другой вскрывались труднейшие психологические проблемы, мучившие
Сашу. Я удивлялся, сравнивая веселого и разговорчивого Сашу, каким я его
помнил в начале нашего знакомства, с нынешним - унылым и неуверенным.
Постепенно я стал понимать, каким образом герою нашей эпопеи удалось загнать
себя в подобный тупик.
Дело в том, что Шурик носил проблемы и противоречия внутри себя, стараясь
загнать их поглубже. Не получая выхода, они раздирали его на части.
Раздирали в буквальном смысле - и психику, и физическое тело. Новые попытки
подавления приводили к обратным результатам - самовар бурлил сильнее.
Образовался замкнутый круг. Выход из него показался, когда Саня перестал
бороться с болячками, страхами, эмоциями, сомнениями. Свет в конце тоннеля
замаячил, когда он глубоко осознал неоценимую помощь и подсказку со стороны
своих же проблем и начал их за это благодарить.
Следующий этап работы был посвящен вопросу, близкому многим людям. Саше
казалось, что он никому не нужен, всеми заброшен. Чувство одиночества
глодало и мучило Сашу, не давая покоя, порождало неуверенность в себе, он
думал, что делает что-то не так. Саша старался угодить окружающим, жил не
собственной жизнью, а той, которая, по его мнению, нравилась бы другим, и
очень зависел от постороннего мнения.
Например, когда Саша стал заниматься методиками самосовершенствования, от
него потребовался переход на диетическое питание, в том числе, отказ от
мясной пищи. Мясцо Шурик очень любил и дома уписывал его за обе щеки, а
когда приходил в клуб и садился за стол, где мясо не употребляли, чувствовал
себя крайне неловко перед остальными. Шурик всем говорил, что мясо не ест,
переживал, что на самом деле это не так, и ему очень хочется мяса. Он
страшно волновался - как люди посмотрят на то, что он "оскверняется нечистой
пищей".
Авторы, одно время будучи ортодоксальными йогами, тоже отказались от
мясной пищи. Нам удалось внушить себе уверенность в преимуществах
вегетарианского питания, и интерес к мясу пропал напрочь. Занявшись
Симороном, мы поняли, что подобные запреты - всего-навсего очередная
упаковка, матрешка. Зачем ее напяливать, отгораживаясь от мира, ограничивая
свою свободу? Сейчас мы по-прежнему предпочитаем вегетарианскую пищу, но не
откажемся побаловаться ароматным шашлычком на лоне природы, без всяких
угрызений совести.
Саша хотел преодолеть неуверенность силовым путем. Он начал заниматься по
системе Иванова. Занимался серьезно, добился того, что в зимние морозы ходил
без шапки и рукавиц и носил легкую одежду - курточку из болоньи, футболку,
джинсы и сандали на босу ногу. В этот раз самовнушение оказалось помощнее,
чем с мясом, и ноги не мерзли.
Внешний вид у Саши довольно необычный, даже забавный: маленького роста,
коренастый, с большой головой, реденьким пушком на лысине и седой бородой
лопатой. Портрет завершают неестественно огромные глаза, увеличенные
массивными линзами очков, и добродушное выражение лица. Толстые, узловатые,
скрюченные пальцы производят впечатление крабовых клешней. Один из
симоронцев окрестил его домовенком, а другой инопланетянином.
Когда этот домовенок в легкой одежде и босоножках заходил зимой в
электричку или метро, его одолевал вопрос: что думают о нем окружающие? Ему
везде мерещились косые взгляды, перешептывания за спиной. Саша испытывал
сильнейший дискомфорт. Казалось бы, добился таких впечатляющих результатов -
по сугробам босиком, однако ощущения неуверенности, никчемности не исчезли,
они были загнаны в дальний угол и напоминали о себе.
Во многих эзотерических школах проповедуется аскетическое отношение к
материальным благам. От занимающегося духовными практиками требуется
презрение к соблазнам "падшего" мира. Идеал искателя просветления
должен
быть нищим, оборванным и голодным. Авторам знакомо это "преданье старины
глубокой". Попался на удочку и Саша. Ориентация на мнение окружающих, в
том
числе, "великих" мастеров, учителей, не позволяла ему приобрести желаемые
вещи, например, магнитофон и телевизор. Он не мог этого сделать не потому,
что не хотел, а потому, что было - "низзя!" Мало того, в одной из
школ Саше
авторитетно заявили, что его болезни, лишения, бытовые неурядицы являются
свидетельством высокой продвинутости, неких супермутаций и скорого
вознесения!
Саше надо было разобраться с внутренними конфликтами. Обратившись к его
личностной истории, мы стали искать корень вихря. Шурик быстро вспомнил один
за другим три эпизода, в которых испытал наиболее сильные чувства
отчужденности и неуверенности.
Ему было девять-десять лет. В семье недавно родилась двойня - братишка и
сестренка. Они немного подросли, и Шурика заставили сидеть с ними. Ребята во
дворе гуляли, играли в мячик, катались на велосипеде, а он сидел дома и
качал двойняшек. Ему было очень горько и обидно.
Другой эпизод, Саше - семь лет. Он жил в лесной школе санаторного типа.
Детей немного, замкнутый коллектив. Ребята обижали его, смеялись над
физическими недостатками. Чувствуя, что никому не нужен, он убежал в лес.
Вот он, сценарий красивого умирания с уходом в чащобу!
И, наконец, корневой эпизод, когда Саше было три-четыре года. Вспомнился
коммунальный барак, тусклая лампочка в коридоре, кухня одна на десятерых,
обшарпанная мебель, деревянные табуретки. Как в песне Высоцкого: "На
тридцать восемь комнаток всего одна уборная". Шурик что-то натворил - разбил
или стукнул. Мать грубо оттолкнула его: "Уходи, ты мне не нужен, ты плохой
мальчик!" Тоже "переименование", только наоборот. Шурик - в истерику,
он не
нужен родной матери! Бросился к ней, но та опять отпихнула рукой: "Я не
твоя
мама!" На Сашу накатило чувство непреодолимой опасности, свет стал не мил.
Он облокотился на табурет одной высоты с ним и зарыдал. Перед глазами -
шляпки гвоздей, вбитых в неокрашенную поверхность табуретки.
Шурик поблагодарил мать, теперь за предупреждение, что он может до конца
жизни горевать от одиночества и лить крокодиловы слезы. Чтобы вернуть
матери, а значит и себе, недостающее эмоциональное равновесие и уверенность,
Шурик взялся за поиск доброго поступка. И он был найден, да какой!
Мама научила его вышивать, дала деревянные пяльцы, обеспечила материалом
- белой плотной канвой и нитками. Саше занятие понравилось. Он перенес через
копирку рисунок, обвел карандашом. Вышивал крестиком и гладью. Мать
удивлялась: "Что он так упорно сидит и ковыряет иголкой?" Но Шурик
свое
произведение держал в секрете. Кропотливая работа заняла два месяца, и,
наконец, вышивка была готова - желто-синий слон с малиновым цветком. Настал
долгожданный момент - мама открыла дверь, вошла в комнату, а Шурик подбежал
к ней и произнес: "Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта!"
Затем
торжественно достал из-за спины вышивку. Мать заплакала от счастья и
погладила его по головке.
Какой момент! Я подскочил на диване, как азартный охотник, выследивший
редкую дичь. Через Шурика в этом эпизоде проходил чистый, незамутненный
никакой корыстью симоронский луч. Имя готово: "Я тот, который вышивает
маме
слона". Шурика трудно было узнать, передо мной сидел совершенно другой
человек. Чтобы передать состояние внутренней свободы, переполнявшее его, он
привел метафору: "Я точно сидел взаперти. И вдруг тюремная дверь передо
мной
распахнулась". После этих слов Шурика мощным порывом ветра широко
распахнулась форточка в комнату, и с улицы хлынул поток свежего воздуха! Мы,
как зачарованные, в полном молчании уставились на нее.
После переименования Шурик стал отслеживать моменты, когда запускалась
старая заезженная пластинка неуверенности, заброшенности и включать вместо
нее новую, утверждая симоронское имя. Постепенно нарастала уверенность в
собственных силах, с каждой маленькой победой становилось все легче. И чем
легче становилось, тем больше Шурик проникался внутренней свободой. Все чаще
он стал поступать, как ему хочется. В настоящее время Саша спокойно уминает
мясо прямо в клубе, зимой свободно ходит в босоножках: "Я потом
присмотрелся, никто и не обращает внимания на меня. Проблемы, как таковой,
не было. Были мои фантазии, внутренний диалог".
Саша стал меньше значения придавать различным догмам. В частности,
разрешился внутренний конфликт по отношению к дорогим вещам. Шурик стал
больше зарабатывать и купил импортный магнитофон, музыкальный центр,
телевизор, видео. А клубные ребята потом просили у него аудио- и
видеокассеты. Это лишь отдельные примеры из множества подобных достижений.
Сейчас прошло больше года с момента, когда Шурик стал "вышивать слона",
и,
забегая вперед, можно сказать, что достигнуты значительные сдвиги в
обретении внутренней раскрепощенности. Однако лавровый венок одевать не
время, пластинка со старой музыкой иногда включается.
Рассказывая об очередных успехах, Саша воспользовался сравнением:
"Представь, что нога очень долго находилась в гипсе. А потом гипс сняли,
и
нога ожила, задвигалась, задышала". Если Саша опирался на себя самого,
всякие боли и недомогания отступали. Вышивание слона благоприятно влияло и
на взаимоотношения с матерью, они стали лучше понимать друг друга.