Масленица: история и приметы - Экстрасенс

Вторник, 06.12.2016, 13:08

ЭКСТРАСЕНС


Масленица: история и приметы - Экстрасенс


Приветствую Вас Прохожий | Регистрация | Вход

Новости Главной страницы
[06.12.2015]
Ханука (Праздник свечей) (0)
[31.12.2014]
31 ДЕКАБРЯ 2014 (0)
[24.12.2014]
В ночь на 25 декабря (0)
[24.09.2014]
новый 5775 год (1)
[03.08.2014]
2 августа — день Ильи-пророка! (0)
[28.11.2013]
Светлый праздник ХАНУКА (0)
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: irisha 
Экстрасенс » - Общение » РАССКАЗЫ И ЛИНКИ » Масленица: история и приметы
Масленица: история и приметы
irishaDate: Понедельник, 20.02.2012, 11:22 | Message # 1
Почетный участник форума
Group: Модераторы
Posts: 6127
Reputation: 13
Status: Offline
Масленица — древний славянский праздник, уходящий корнями в языческую культуру. Праздник этот проходит весело и озарен радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. А румяные блины — непременный атрибут масленицы — имеют ритуальное значение: круглые, горячие, они являют собой символ солнца, которое разгорается все ярче, удлиняя дни. Блины также всегда были частью поминального обряда, так как масленице предшествует «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.

Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века И.М. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: «У Власия и борода в масле».

Для славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника — хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников — отечественных и иностранных. Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: «На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем».

А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась. Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки — мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники… Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц — тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны.

Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой пары ездили по улицам «казать себя» и посещали родных и знакомых. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест.

Главное угощение на масленице — блин, они пекутся и поедаются в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками.

На каждый день масленой недели существуют определенные обряды. В понедельник — встреча масленицы, во вторник — заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам.

Воскресенье называется «прощеным днем». В этот день принято навещать друзей и родственников, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, даже незнакомые, целуются, говоря: «Простите меня, прошу вас», — на что принято отвечать: «Бог вас простит, и меня простите тоже»


Математика - точная наука: 99% задач начинается со слов "Допустим, что..."
 
irishaDate: Понедельник, 20.02.2012, 11:24 | Message # 2
Почетный участник форума
Group: Модераторы
Posts: 6127
Reputation: 13
Status: Offline
Но вот это описание ...мне нравится гораздо больше biggrin

Блины



Вы знаете, что блины живут уже более тысячи лет, с самого, что называется, древле-славянского ab ovo... Они появились на белый свет раньше русской истории, пережили ее всю от начала до последней странички, что лежит вне всякого сомнения, выдуманы так же, как и самовар, русскими мозгами... В антропологии они должны занимать такое же почтенное место, как трехсаженный папоротник или каменный нож; если же у нас до сих пор и нет научных работ относительно блинов, то это объясняется просто тем, что есть блины гораздо легче, чем ломать мозги над ними...

Поддаются времена и исчезают мало-помалу на Руси древние обычаи, одежды, песни; многое уже исчезло и имеет только исторический интерес, а между тем такая чепуха, как блины, занимает в современном российском репертуаре такое же прочное и насиженное место, как и 1000 лет тому назад. Не видно и конца им и в будущем...

Принимая во внимание почтенную давность блинов и их необыкновенную, веками засвидетельствованную стойкость в борьбе с новаторством, обидно думать, что эти вкусные круги из теста служат только узким целям кулинарии и благоутробия... Обидно и за давность и за примерную, чисто спартанскую стойкость... Право, кухня и чрево не стоят тысячи лет.

Что касается меня, то я почти уверен, что многоговорящие старики-блины, помимо кулинарии и чревоугодия, имеют и другие конечные цели... Кроме тяжелого, трудно переваримого теста, в них скрыто еще что-то более высшее, символическое, быть может, даже пророческое... Но что именно?

Не знаю и знать не буду. Это составляло и составляет поднесь глубокую, непроницаемую женскую тайну, до которой добраться так же трудно, как заставить смеяться медведя... Да, блины, их смысл и назначение — это тайна женщины, такая тайна, которую едва ли скоро узнает мужчина. Пишите оперетку!

Со времен доисторических русская женщина свято блюдет эту тайну, передавая ее из рода в род не иначе, как только через дочерей и внучек. Если, храни бог, узнает ее хоть один мужчина, то произойдет что-то такое ужасное, чего даже женщины не могут представить себе. Ни жена, ни сестра, ни дочь... ни одна женщина не выдаст вам этого секрета, как бы вы дороги ей ни были, как бы она низко ни пала. Купить или выменять секрет невозможно. Его женщина не проронит ни в пылу страсти, ни в бреду. Одним словом, это единственная тайна, которая сумела в течение 1000 лет не просыпаться сквозь такое частое решето, как прекрасная половина!..

Как пекут блины? Неизвестно... Об этом узнает только отдаленное будущее, мы же, не рассуждая и не спрашивая, должны есть то, что нам подают... Это тайна!

Вы скажете, что и мужчины пекут блины... Да, но мужские блины не блины. Из их ноздрей дышит холодом, на зубах они дают впечатление резиновых калош, а вкусом далеко отстают от женских... Повара должны ретироваться и признать себя побежденными...

Печенье блинов есть дело исключительно женское... Повара должны давно уже понять, что это есть не простое поливание горячих сковород жидким тестом, а священнодействие, целая сложная система, где существуют свои верования, традиции, язык, предрассудки, радости, страдания... Да, страдания... Если Некрасов говорил, что русская женщина исстрадалась, то тут отчасти виноваты и блины...

Я не знаю, в чем состоит процесс печения блинов, но таинственность и торжественность, которыми женщина обставила это священнодействие, мне несколько известны... Тут много мистического, фантастического и даже спиритического... Глядя на женщину, пекущую блины, можно подумать, что она вызывает духов или добывает из теста философский камень...

Во-первых, ни одна женщина, как бы она развита ни была, ни за что не начнет печь блины 13-го числа или под 13-е, в понедельник или под понедельник. В эти дни блины не удаются. Многие догадливые женщины, чтобы обойти это, начинают печь блины задолго до масленицы, таким образом домочадцы получают возможность есть блины и в масленичный понедельник и 13-го числа.

Во-вторых, накануне блинов всегда хозяйка о чем-то таинственно шепчется с кухаркой. Шепчутся и глядят друг на друга такими глазами, как будто сочиняют любовное письмо... После шептания посылают обыкновенно кухонного мальчишку Егорку в лавочку за дрожжами... Хозяйка долго потом смотрит на принесенные дрожжи, нюхает их и, как бы они идеальны ни были, непременно скажет:

— Эти дрожжи никуда не годятся. Поди, скверный мальчишка, скажи, чтобы тебе получше дали...

Мальчишка бежит и приносит новые дрожжи... За сим берется большая черепяная банка и наливается водой, в которой распускаются дрожжи и немного муки... Когда дрожжи распустились, барыня и кухарка бледнеют, покрывают банку старой скатертью и ставят ее в теплое место.

— Смотри же, не проспи, Матрена... — шепчет барыня. — И чтоб у тебя банка всё время в тепле стояла!

За сим следует беспокойная, томительная ночь. Обе, кухарка и барыня, страдают бессонницей, если же спят, то бредят и видят ужасные сны... Как вы, мужчины, счастливы, что не печете блинов!

Не успеет засереть за окном хмурое утро, как барыня, босая, разлохмаченная и в одной сорочке бежит уже в кухню.

— Ну, что? Ну, как? — забрасывает она вопросами Матрену. — А? Отвечай!

А Матрена стоит уже у банки и сыплет в нее гречневую муку...

В-третьих, женщины строго следят за тем, чтобы кто-нибудь из посторонних или из домочадцев-мужчин не вошел в кухню в то время, когда там пекутся блины... Кухарки не пускают в это время даже пожарных. Нельзя ни входить, ни глядеть, ни спрашивать... Если же кто-нибудь заглянет в черепяную банку и скажет: «Какое хорошее тесто!», то тогда хоть выливай — не удадутся блины! Что говорят во время печения блинов женщины, какие читают они заклинания — неизвестно.

Ровно за полчаса до того момента, когда тесто поливается на сковороды, красная и уже замученная кухарка льет в банку немного горячей воды или же теплого молока. Барыня стоит тут же, что-то хочет сказать, но под влиянием священного ужаса не может выговорить. А домочадцы в это время, в ожидании блинов, шагают по комнатам и, глядя на лицо то и дело бегающей в кухню хозяйки, думают, что в кухне родят или же, по меньшей мере, женятся.

Но вот, наконец, шипит первая сковорода, за ней другая, третья... Первые три блина — это макулатура, которую может съесть Егорка... зато четвертый, пятый, шестой и т. д. кладутся на тарелку, покрываются салфеткой и несутся в столовую к давно уже жаждущим и алчущим. Несет сама хозяйка, красная, сияющая, гордая... Можно думать, что у нее на руках не блины, а ее первенец.

Ну, чем вы объясните этот торжествующий вид? К вечеру барыня и кухарка от утомления не могут ни стоять, ни сидеть. Вид у них страдальческий... Еще бы, кажется, немного, и они прикажут долго жить...

Такова внешняя сторона священнодействия. Если бы блины предназначались исключительно только для низменного чревоугодия, то, согласитесь, тогда непонятны были бы ни эта таинственность, ни описанная ночь, ни страдания... Очевидно, что-то есть, и это «что-то» тщательно скрыто.

Глядя на дам, следует все-таки заключить, что в будущем блинам предстоит решение какой-либо великой, мировой задачи.


Чехов А.П.



Математика - точная наука: 99% задач начинается со слов "Допустим, что..."
 
irishaDate: Понедельник, 18.03.2013, 10:01 | Message # 3
Почетный участник форума
Group: Модераторы
Posts: 6127
Reputation: 13
Status: Offline
Комоедица - прародительница Масленицы Древняя прародительница Масленицы - Славянская языческая
Комоедица Праздник встречи даруемой Небом Весны священной -
Древнеславянский Новый год
Великий праздник религии друидов (волхвов) – День весеннего равноденствия
(в современном научном понимании – начало астрономической весны)

Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой, с цветами, с травой!

Наступление весны было для древних великим праздником. Ее приход отмечался и в Азии, и в Европе.
Весне посвящены многие языческие праздники, а также весенние фестивали,
сопровождаемые земельными ритуалами, призывающими плодородие.
«Богиня Весна на Землю пришла» — этому событию посвящена славянская Комоедица.

Празднуем и радуемся! Наступил праздник встречи даруемой Небом Весны священной – День весеннего равноденствия.

Вот и пришёл Зиме-Марене конец! С этого дня солнце-юноша Ярило начинает
яриться, жарить. Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут
вовсю ручьи, всюду звенит веселая капель.

Накрывайте на столы печенье, горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и закуски.
Приход Весны неумолим.
Однако, Хозяин леса медведь, чьим древним именем «Ком» назван праздник, всё ещё спит в берлоге.

Живущие рядом с лесом, в котором он спит, радуют пробуждающегося Хозяина
первыми блинками — с песнями, плясками и прибаутками относят их в лес и
оставляют на пеньке, вокруг которого водят праздничный хоровод.

Первый блин — Ко́му! — Великому Первопредку, Хозяину Леса и Отцу людей.


[more= далее]КОМОЕДИЦА (или Комоедицы) — один из древнейших великих славянских
языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника
встречи дарованного небом наступления Весны и начала Нового года, также
имел характер почитания местного славянского Медвежьего бога: принесение
жертвы великому Медовому зверю Кому первыми выпекаемыми праздничными
блинами, которые торжественно относили в лес.

Наши славянские предки отмечали Комоедицы в священный день весеннего
равноденствия (по современному календарю в разные годы 20 или 21 марта),
после которого день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа
и Ярило-солнце растапливает снега.

Празднование Комоедицы

Начало праздничного дня
Утром люди торопились на святилище (капище), на высокое место, где
уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали
зерно. Это делалось для того, чтобы навьи (умершие предки), непременно
являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и
не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков.
На столы, покрытые скатертью, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски.
Угощение делилось на пять частей, пятую часть помещали на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:
«Честные наши родители!
Вот для вашей души блинок».



Чучело Марены (Зимы)
Торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены. Все
стояли вдоль дороги, кланялсь в пояс и величали Марену Свароговну:
«Приезжай ты к нам
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Масленица - красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».

Угощение блинами
Начинали угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком —
медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика,
снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса —
великому Медовому зверю кому...

После проводили зачин. Возжигали Огонь. Славили богов и предков,
весь Славянский род. Посолонь закручивали хоровод, одевши хари, дабы не
узнали злые духи, скоморохи показывали представление, им помогали
колоброды:
«Как на блинной на неделе
Из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины,
Вы блиночки мои…»



Прыжки через костёр
Потом все прыгали через костёр (вот при таких прыжках в день
весеннего равноденствия и растаяла сказочная Снегурочка в пьесе
Островского), а после обязательно умывались снегом или талой водой.
Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую
свежесть и красоту (при нынешней загрязненности атмосферных осадков
такое уже не рекомендуется).
Величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года.
Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы
снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол
угощение.

Распитие сурьи
Всем наливали чудесный веселящий и умножающий силы солнечный напиток
— сурью (название напитка восходит к санскритскому слову "surya" —
«cолнце»). Первую чашу сурьи жрица Марены несла к жертвеннику. Жрица
Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на
жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:
«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»

Сжигание Марены (чучела надоевшей Зимы)
Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:
«Марена загорела,
Всему миру надоела!»



Опять прыгали через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега.
Катали горящие колеса. Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с
горы в честь разгорающегося солнца:
«С горы катись,
С весной воротись!»

«Пробуди»
Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя» (пробуди).
В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего
медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что
есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него
ветки, снежки, прутья.

«Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и
не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка
убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый
вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел
искать свою потерю, опираясь на костыль:
«Скрипи нога,
Скрипи липовая!
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по сёлам спят,
По деревням спят.
Одна баба не спит,
На моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт,
Моё мясо варит.
Мою кожу сушит».
Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.

Игрища

После пробудей начинались игрища.
Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное
место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивали нападение
парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в
городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок,
получал право перецеловать всех девушек-защитниц.
После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные
масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за
подарком, ручеёк…

Обычно Комоедицу праздновали неделю до весеннего равноденствия и неделю после.

Прощание
При прощании одаривали друг друга всякими сладкими "заедками" (позднее - пряниками) и говорили:
«Прости меня, пожалуй,
Буде в чём виноват перед тобой».
Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.



Смотрите прекрасный советский сказочный мультфильм «Снегурочка» 1952
года по пьесе Островского на музыку Римского-Корсакова в обработке Л.
Шварца - это попытка мультипликационной "реконструкции" обычаев
языческого праздника Комоедицы и славянской встречи Весны священной в
День весеннего равноденствия, в который растаяла Снегурочка.

В древности этот день был у наших славянских предков первым днем Нового года.



После принятия на Руси христианства древний языческий славянский
праздник Комоедица — великий праздник Весны священной, приходящей с
Небес в День весеннего равноденствия (20 или 21 марта) — попадал на
время проведения православного Великого поста, когда всякие веселые
празднества и игрища Церковью запрещались, а то и карались.

После долгой борьбы церковников с языческим славянским праздником,
он был включен в православные праздники под названием «сырная
(мясопустная) седмица», предшествующая 7-ми неделям Великого поста.

Таким образом, праздник переместился ближе к началу года и утратил
связь с астрономическим событием — днём весеннего равноденствия, днём
прихода языческой Весны священной — что разорвало его сакральную связь с
ранее традиционной у славян религией волхвов (друидов), в которой
именно дни зимнего и летнего солнцестояния и весеннего и осеннего
равноденствия были самыми великими и самыми священными праздниками.

В народе трансформированный на церковный лад праздник получил
название Масленица и продолжал праздноваться с прежним языческим
размахом, но уже в иные даты, привязанные ко дню православной Пасхи
(начало Масленицы за 8 недель до Пасхи, затем идет 7-недельный Великий
пост перед Пасхой).





Математика - точная наука: 99% задач начинается со слов "Допустим, что..."
 
Экстрасенс » - Общение » РАССКАЗЫ И ЛИНКИ » Масленица: история и приметы
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2016