Вторник, 19.03.2024, 12:52

ЭКСТРАСЕНС


Каталог материалов


Приветствую Вас Прохожий | Регистрация | Вход

Меню сайта
Обратная связь
Категории раздела
Мои файлы [7]
Работы наших жителей. [9]
Работы сторонних авторов [33]
Ссылки и Друзья сайта
  • Свет внутри - Рэйки форум
  • Хижина в горах
  • Партийные сражения
  • Уютный островок
  • КАТАЛОГ САЙТОВ
  • Облако тегов
    Рэйки экстрасенсорика биолокация буддизм 101 история Дзэн Дзэн интерпретация сигналов 9 формул Таката вмешательство Божества герои ИСС измененное состояние сознания гипноз гипнология акупунктура здоровье Дао Дао дэ Цзин Ван Липин
    Новые материалы
    [14.04.2011]

    Категория и название:

    [Работы сторонних авторов]

    За пять минут - Лю Хуншен (1)

    [12.02.2011]

    Категория и название:

    [Работы сторонних авторов]

    Гипнотическое состояние сознания как форма психического отражения (0)

    [11.02.2011]

    Категория и название:

    [Работы сторонних авторов]

    Измененное состояние сознания (другой материал) (1)

    [11.02.2011]

    Категория и название:

    [Работы сторонних авторов]

    Измененное состояние сознания (0)

    [11.01.2011]

    Категория и название:

    [Работы сторонних авторов]

    Ночная кобыла, Ночь, Зима, Смерть (0)

    Новости ресурса
    [01.02.2011]


    Поделиться ссылкой в социальных сетях (0)
    [21.01.2011]


    Новое на сайте за последний месяц (0)
    [07.11.2010]


    Организован новый подраздел Рунника (0)
    [28.08.2010]


    Новый материал 101 история Дзэн (0)
    [28.08.2010]


    Новый раздел Рэйки (0)
    Главная » Материалы » Работы сторонних авторов

    Измененное состояние сознания (другой материал)
    [ Скачать с сервера (113.5 Kb) ] 11.02.2011, 20:28

    Нормальное состояние сознания может определяться как продукт существования в определенных условиях, как физических, так и психо-социальных. Термин измененное состояние сознания (ИСС) исходит из убеждения в том, что существуют различные уровни, или состояния сознания. Состояние сознания можно изменять искусственно (например, с помощью гипноза) или естественным образом (во время сна). Считается, что состояние сознания человека оказывает влияние на его психологическую активность -- например, на уровень мотивации. ИСС характеризуется, в частности, тем, что в них изменяются язык и речь человека.

    В середине ХХ в. наркомания и токсикомания сделали проблематику ИСС более чем своевременной. Хотя ИСС совсем не обязательно связаны с чем-то дурным и антисоциальным - это могут быть ИСС, вызванные какими-то экстремальными условиями, например когда человек долго находится в горах или, наоборот, на подводной лодке. Это могут быть состояния после введения наркоза, или же состояния, в которые люди вводят себя сами путем различных психотехник, например йогической медитации. Наконец, мы каждую ночь пребываем в ИСС.

    Тематика ИСС, являясь фундаментальной проблемой психологии сознания, в тоже время имеет междисциплинарный характер и представляет собой область науки, в которой тесно пересекаются интересы общей психологии, клинической психологии, психиатрии, искусственного интеллекта, социальной психологии и др. В наше время собрано множество клинического материала по проблеме изменённых состояний сознания. Учёные долгие годы занимаются проблемами гипноза, разрабатываются многочисленные техники медитации, в клиниках в качестве обезболивающих практикуется приём психоделиков, исследуются проблемы сна и сновидений - всё это и многое другое является гранями изменённых состояний сознания. Изучение феноменологии ИСС, получаемой при психотерапии, позволяет переосмыслить проблему сознания, резервов психики, сущности человека. Таким образом, данная тема является достаточно актуальной.


    Целью является обзор представлений о такой области психологии, как измененные состояния сознания.

    Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 23 страницы.

    1. Понятие «измененное сознание»

    Измененное сознание (ИС) Кордуэлл М. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г. - особое состояние сознания, существенно отличающееся от того его состояния, которое считается для человека нормальным. Существует впечатляющее разнообразие состояний ИС, включая галлюцинации и псевдогаллюцинации, явления дереализации и деперсонализации, множественной личности, чувственного бреда, различные психические автоматизмы, состояния ИС во время сна (обычного или гипнотического), при сомнамбулизме и многие др.

    Известно значительное количество факторов, вызывающих состояния И.С, например, сон как особое состояние организма, равно как и длительное лишение сна, сенсорная депривация, наркотики, алкоголь, повышение или понижение давления, психическая травма и др.

    Однако, далеко не всегда состояния ИС являются следствием, проявлением психопатологии. О психопатологии можно говорить лишь тогда, когда эти состояния не контролируются личностью, являются стойкими и не исчезают без специального терапевтического воздействия. Во многих случаях состояния ИС являются кратковременными и бесследно исчезают вместе с исчезновением вызвавшего их фактора. Более того, известны различные способы, позволяющие сознательно, нацеленно вызывать те или иные состояния ИС (йога, аутогенная тренировка, метод Грофа).

    С.Гроф первым начал широко практиковать терапевтические сеансы, основанные на погружении в изменённые состояния сознания, эти сеансы получили известность как: ЛСД-терапия, холотропное (цельное) дыхание или ребёфинг. Его метод основан на применении гипервентиляции в сочетании с определенным музыкальным воздействием.

    Обретенный в состояниях ИС, интеллектуальный опыт может быть столь уникален, что оказывает на личность и ее последующую жизнь сильнейшее воздействие (например, пророческие сны).

    Бесспорно то, что ИС - сфера, мало изученная и загадочная. По мнению некоторых исследователей, накопленные в процессе изучения ИС факты часто совершенно необъяснимы с позиций устоявшихся представлений о сознании личности, формах ее взаимодействия с миром и могут со временем привести к их радикальным изменениям.

    Измененные состояния сознания (ИСС) Кучеренко В. В., Петренко В. Ф., Россохин А. В. Клиническая психология. Словарь -- состояния человека, в которых происходит:

    1) переход от нормированных культурой способов упорядочения внутреннего опыта и переживаний к иным, нестандартным формам категоризации. Этот процесс включает переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов;

    2) изменения эмоциональной окраски представленного в сознании внутреннего опыта (например, возникают интенсивные эмоциональные переживания новизны, необычности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации);

    3) изменения процессов самоосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии ИСС переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объективное и независимое от него, например, интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: «было мне видение», «слышал я голос» и т. п.

    4) изменения восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичная или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невозможностью, перевода внутреннего опыта, полученного в ИСС на «язык» социально-нормированных форм категоризации, например, сложность воспроизведения последовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии.

    2. Проблема измененных состояний сознания

    2.1 История измененных состояний сознания

    Измененные состояния сознания (ИСС) - термин современной психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.).

    ИСС, психоделическая практика их достижения, является исторически заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации. Особое значение психоделиков заключается в их способности раскрывать психику, делать ее необычайно чувствительной к запечатлению священнодейства, а, по сути, приобщать индивида к новым ситуациям и ролям.

    Изначально ИСС служили средствами отбора и закрепления этапов и эталонов жизненных циклов и специализации членов сообществ, например: в ритуалах инициации воинов, духовных вождей, в обрядах семьи, рождения и смерти. Жесткие критерии прохождения позволяли каждый раз воспроизводить и укреплять сообщество в обычаях конкретного этноса. Критерии успеха инициации для личности складывались не только из результата изменения, но, в значительной степени, определялись качеством этапов прохождения. Они предусматривали проявление сильных и слабых сторон физиологии, психики человека и его способности подтверждать свою социальность. Суть данных этнопсихологических саморегуляций известна в современной истории ряда малых народов Америки, Юго-Восточной Азии, Сибири и Африки. По этнографическим исследованиям такие практики в форме мистерий были частью жизни народов Европы вплоть до 6 - 9 веков и как инициатические ритуалы до 12 - 14 веков. Позиция Церкви в абсолютном праве на священное и мистическое, окончательное объявление Природы низменной формой бытия обусловили полный запрет психоделиков и инициатических практик ИСС.

    Возрождение психоделиков в их специфических качествах начинается в Европе употреблением производных конопли - гашиша и абсента - полыни. Медицинское использование производных конопли просуществовало до 30-х годов 20 века. Эра синтетических психоделиков начинается с конца 40-х годов после открытия свойств ЛСД индуцировать ИСС, а также широкого и успешного применения препарата в дифференциальной диагностике и в лечении психических кризисов, неврозов, наркоманий и алкоголизма. С конца 50-х ЛСД проникает в молодежную среду и пользуется особой популярностью в США, а к середине 60-х годов складывается ситуация массового потребления. В России закон, запрещающий препараты ЛСД - ряда принят в 2001 году. Но юридический запрет психоделических препаратов не отменяет их ценных свойств и качеств, в большинстве стран продолжается, санкционированное госструктурами, их использование в исследовательских, психотерапевтических и медицинских целях.

    2.2 Исследование изменённых состояний сознания

    Если в XIX веке психика отождествлялась с собственно сознанием и ведущим методом исследования был метод интроспекции, то открытие 3.Фрейдом бессознательных пластов психики значительно расширило рамки предмета психологической науки и породило новые психоаналитические методы исследования. Нечто подобное наблюдается в конце XX в., когда психотерапия, психофармакология, этнография, антропология и другие научные направления вскрывают огромный пласт новой феноменологии, условно называемой измененными состояниями сознания. Эта новая феноменология требует систематизации, осмысления и рефлексии с позиций академической науки, разработки собственных методов исследования.

    Многие психологи и психиатры полагают, что термин «измененные состояния сознания» следует применять только при описании психики здоровых людей. Другие расширяют понимание измененных состояний сознания, считая нарушения сознания, известные в психиатрии, лишь другим полюсом в континууме «нормальное сознание -- нарушенное сознание». Таким образом, вся промежуточная область между этими полюсами и будет относиться к измененным состояниям сознания.

    В устоявшихся взглядах на ИСС лежат представления о сознании как об аспекте, стороне психической реальности. Принципиальным отличаем сознания от других сторон психики является его самообращенность, осведомленность о себе, что выделяется как рефлексивность сознания. В этой осведомленности мы думаем, желаем, определяем свои намерения и цели. В качестве центрального содержания рефлексии представлены значения и смыслы. В рефлексивном обращении к ним рождаются новые значения и смыслы, новые связи, происходят их взаимные логические и творческие трансформации, рефлексия влечет за собой сновидения, фантазию и ответственна за критичность и адекватность восприятия и осмыслений. Значения и смыслы тесно связаны в символьных, знаковых, образных и речевых выражениях, функционально присутствуют в чувственной ткани психики и предметной ткани деятельности. Рефлексия постоянно поддерживает тематическую и жизненную активность, переводит потенциальное в психике в актуальное, а наши возможности в способности и новые представления. В этом контексте, по мнению исследователей ИСС, сознание человека проявляется как освоенное психическое и как чисто человеческий «орган», не имеющий развитых природных аналогов. Бессознательное, с одной стороны, окружает сознание, с другой - глубинно подлежит ему, поэтому оно частично оформляется культурной тканью, представляет сферу вытесненных психических содержаний, долговременной памяти, инстинктов и потенциального психического. Такое высказывание подчеркивает семантические горизонты, а также генетическую сущность индивида. По сути, с дородового этапа он погружен во все аспекты человеческой реальности.

    Иными словами, человек изначально импритируется, запечатлевается в формах этой реальности. Затем, информационно-энергетическая сущность импритинга становится основанием для самых высоких дифференциаций и многообразия проявлений его существа. Вместе с тем из семантической и жизненной потенциальности культура и цивилизация воспроизводит нужного, удобного и конструктивного ей индивида - это наиболее общий механизм формирования современного, т.о. конкретного, человека, что обеспечивает устойчивость конструирования социальных коридоров реальности и самого индивида. В человеческой реальности, как подчеркивают исследователи, всегда есть значительный потенциал для новых миров самореализации, творчества и самоопределения. В кризисах жизни и прогрессе люди использовали свой потенциал для реадаптации и экспансии. Решение задач такого уровня было возможно лишь в тематически заданных ИСС.

    Доступ в прилежащие («параллельные») и потенциальные реальности, видимо, сначала нащупывался интуитивно, а затем осознанно отбирались приемы и средства, ведущие к искомой цели. В любом случае, измененные состояния сознания -- это состояния сознания, которые отличаются от обычного, нормального состояния сознания человека, но не являются патологическими в психиатрическом понимании. Пути к их получению многочисленны -- они могут быть вызваны алкоголем, наркотиками, гипнозом, медитацией, глубокой молитвой, сенсорной депривацией или звуками и вспышками света определенного ритма. Измененное состояние сознания можно фиксировать у человека в экстремальных состояниях и при сильных эмоциях. К ним можно отнести и особые состояния сознания, которые переживают больные эпилепсией и мигренью в ауре наступающего приступа. Ограничить поле экстравертированного сознания с «погружением» в глубинное «Свое» можно путем концентрации внимания на мыслях, дыхании или телесных ощущениях, этому способствуют и ритмические танцы.

    К настоящему времени в науке все заметнее тенденция понимания сознания не как однородного состояния, а как континуума состояний сознания и их многообразия. Измененные состояния сознания возникают при воздействии на личность в обычном состоянии сознания различных факторов:

    - стрессовые, аффектогенные ситуации;

    - сенсорная депривация или длительная изоляция;

    - интоксикация -- психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.;

    - при гипервентилляции или, напротив, длительной задержке дыхания;

    - при создании когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации -- например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в «логике ИСС» и т. п.;

    - в гипнозе и медитации, в случаях острых невротических и психотических заболеваний и др.

    За прошедший век исследователями показано существование большого многообразия форм сознания. Наиболее яркими из них следует признать модификации, вызываемые психоактивными веществами, особенно психоделиками. В основе этих вызванных ИСС лежит процесс глубокого диссоциирования сознания, последующего объединения бессознательного и осознаваемого психического содержания. В динамике психических изменений достигается обновление их свойств, содержания и смысловой направленности, происходит углубление сознания. Сейчас ИСС рассматриваются как неотъемлемая составляющая нормальной психической деятельности здорового человека.

    Один из основателей американского прагматизма, психолог и философ Уильям Джеймс первым поставил в психологии проблему изменённых состояний сознания и еще в начале ХХ века писал: «Наше нормальное бодрствующее сознание, разумное сознание, как мы его называем, -- это не более чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него, отделенные от него тончайшей преградой, лежат потенциальные совсем другие формы сознания. Мы можем прожить жизнь и не подозревая об их существовании; но стоит применить уместный стимул, -- и они появятся во мгновение ока и во всей полноте: -- определенные умонастроения, которые, возможно, где-то могут быть применены и приспособлены». Уильям Джеймс первым использовал термин «трансперсональный», т.е. межличностный психический опыт.

    Американский психиатр Фишер в 1977 году взаимные переходы из одного состояния сознания в другое представил в виде схемы -- «карты внутреннего пространства». По его мнению, погружение в измененные состояния может осуществляется по двум «склонам» сознания: через пассивное бодрствование и расслабление, контролируемое парасимпатической нервной системой (континуум «расслабление -- медитация») и через активацию, «сверхбодрствование», контролируемое симпатической нервной системой (континуум «активное восприятие -- галлюцинация»). Континуум «расслабление - медитация» сопровождается снижением активации мозга (на ЭЭГ переход от бета-активности к медленным дельта-волнам) и приводит к множеству состояний сознания, которые оторваны от реальности. Континуум «восприятие - галлюцинация» сопровождается повышением активации мозга (на ЭЭГ увеличение частоты бета-ритма с уменьшением его амплитуды и асинхронией) и приводит от состояний творческого вдохновения к мистическому экстазу, а в дальнейшем, через области тревоги и страха - к перевозбуждению с шизофреноподобным состоянием. Наблюдения показывают, что человек иногда может вспомнить определенные события только тогда, когда он вновь окажется в том же состоянии, когда эти события произошли, -- в противном случае он ничего не помнит. Таким образом, для человека возможен ряд различных существований, которые могут продолжаться от одного психологического кризиса (или сновидения, приступа шизофрении) к другому.

    В современной психологии разрабатываются различные модели, описывающие ИСС: дискретные; континуальные; дискретно-континуальные.

    Основываясь на представлении о сознании как сложно организованной, системной конструкции, Ч.Тарт развивает концепцию прерывных или дискретных состояний сознания. Несмотря на возможные значительные изменения отдельных подсистем или определенной перемены внешних условий, сама структура остается стабильной благодаря процессам, поддерживающим ее самоидентичность и функционирование.

    Согласно теории прерывных состояний сознания каждое из состояний сознания описывается как хорошо упорядоченная, взаимно увязанная совокупность физиологических и психических процессов. Пока они остаются в рамках данного состояния, функционирование их обусловлено исключительно внутренними причинами и направлено на поддержание этого ключевого стереотипа. При переходе к другому состоянию происходит непременный разрыв связей и их последующая перестройка на новый лад, а это новое качество опять-таки управляется лишь внутренними законами. Теоретическую основу гипотезы прерывистости сознания составил известный науке феномен скачкообразного развития глубокой стадии гипноза с потерей «раппорта». Переход от дискретного состояния сознания к дискретному измененному состоянию, называемый Ч.Тартом процессом наведения дискретного ИСС, происходит скачкообразно, с полным разрывом специфических взаимосвязей психических подсистем и их последующей перестройкой в новую, стабильную структуру сознания.

    В противоположность этому в теории непрерывных состояний сознания К.Мартиндейл, являющийся представителем континуального подхода к моделированию ИСС утверждает, что при разных факторах, меняющих состояние сознания (психофармакологический препарат, засыпание и др.), действует единый механизм, вокруг которого и меняются все аспекты сознания. Разные по происхождению процессы диссолюции (распада) сознания располагаются на оси регрессии, в нижней части которой находятся психозы, а выше -- сны, состояния после приема психофармакологических препаратов, неврозы и другие более поверхностные измененные состояния сознания. В своей теории непрерывных состояний сознания он основывается на предположении о том, что индуцирование измененное состояние сознания при действии совершенно различных факторов происходит практически по одному и тому же механизму -- постепенной регрессии от обычного состояния сознания к измененным состояниям. По мере постепенной регрессии сознания все основные психологические показатели меняются плавно, без скачков.

    К.Мартиндейл предлагает одномерную ось: обычное состояние сознания -- бессознательное. Все остальные точки прямой соответствуют всевозможным ИСС, непрерывно переходящим одно в другое. Так как ось одномерная, то различные ИСС отличаются только одним значимым параметром -- положением на оси регрессии, а разные воздействующие факторы, приводящие к одному и тому же ИСС, приравниваются друг к другу.

    В теории смежных (смешанных) состояний сознания делается попытка объединения положений двух первых теорий. ИСС дискретны, так как ими управляют разные закономерности, но и одновременно в большой степени континуальны, что устанавливается их корреляцией между собой. В связи с этим А.Дитрих предлагает новый взгляд на патологию: по данным эмпирических обследований влияния психофармакологии на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные состояния патологии обнаруживают значительную смежность с измененными состояниями нормы. Интересно, что подобный подход развивается в психиатрических исследованиях еще с 60-х годов, когда было показано, что существует сильная корреляция между переживаниями здорового человека при действии различных психоделиков и симптоматологией шизофрении (теория «смоделированного психоза»).

    А.Дитрих в согласии со взглядами В.Вундта расположил весь спектр сознания по кругу. В центре его он поместил нормальное бодрствующее сознание, по окружности -- бессознательное состояние, сопоставимое с выключением сознания. Между ними на разных радиусах -- переходные измененные состояния сознания, сопоставимые между собой при условии равной удаленности от центра. В данной теории состояния сознания прерывны, но не настолько, чтобы нельзя было установить и степень их смежности. Это же определяет и трактовку патологии. По данным исследований влияния психофармакологических препаратов на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные состояния при патологии показывают большую степень смежности с измененными состояниями нормы. Можно сказать, что у кругов патологии и здоровья центры различные, а периферия как бы соприкасается. Линии «непрерывности» или «прерывистости» состояний сознания четко обозначены в патологии. Так, в выстраивающихся в непрерывную линию разных видах оглушения, сопоре и коме ярче всего выражена непрерывность сознания. В формах типа делирия, онейроида -- смежность, а в формах типа сумеречных состояний, особенно при эпилепсии, -- замкнутый мирок прерывности.

    2.3 Условия появления изменённых состояний сознания

    Ослабление чувствительности органов чувств или дефицит движений. В эту категорию входят психические состояния, возникающие в основном из-за исчезновения ощущений, постоянного предъявления повторяющейся, монотонной стимуляции или значительного ослабления двигательной активности. Такие ИСС могут быть вызваны одиночным заключением, при нахождении в море или в пустыне; гипноз автострады.

    Повышение чувствительности органов чувств, двигательной активности или эмоций. В эту категорию включены психические процессы, появляющиеся из-за сильного возбуждения, сопровождаемого или напряженной физической активностью или усилием. Полное эмоциональное возбуждение и умственное истощение могут быть основными сопутствующими факторами (травматические неврозы, состояния паники, реакции гнева).

    Психическая вовлеченность. Подобные ИСС могут возникать из следующих видов активности: длительное состояние бдительности при сторожевой работе или при продолжительном созерцании экрана радарного дисплея; пламенная молитва; интенсивная психическая поглощенность задачей, например, чтением, письмом или решением проблем.

    Ослабление критичности. В данную группу входят психические состояния, которые можно охарактеризовать как «пассивное состояние ума», при котором активное мышление сведено до минимума (мистические, состояния или состояния откровения (например, сатори, нирвана), состояния грез, сонливости; состояния абсолютной интеллектуальной и мышечной релаксации, например, во время плавания или загорания).

    Влияние психосоматических факторов. В этом разделе объединены психические состояния, возникающие в основном в результате изменений физического здоровья. Эти состояния могут вызываться преднамеренно или в результате обстоятельств, когда человек мало или вообще не контролирует себя. Это, например, дисфункция щитовидной и надпочечной желез; дефицит сна; мигрени и эпилептические припадки. Употребление с пищей ядовитых возбудителей или резкое прекращение приема наркотических веществ, таких как алкоголь или барбитураты, вызывает интоксикационный делирий, сопровождающийся лихорадкой.


    Остальной текст материала - во вложении


    Категория: Работы сторонних авторов | Добавил: Raidho | Теги: измененное состояние сознания, ИСС
    Просмотров: 12814 | Загрузок: 1074 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7/3 |
    Всего комментариев: 1
    0  
    1 Dimastiivtp   (16.07.2015 01:49) [Материал]
    К условиям появления ИСС добавил бы ещё  динамический конфликт между ведущими органами чувств.  Например, в эксперименте с инверсией поля зрения ( с использованием инвертоскопа), мир переворачивается в зрительном поле, а остальные органы чувств ( главное вестибулярная система) подсказывают, что что-то не так. Если проводить эксперименты с другими искажениями зрения и даже слуха, то можно добиться таких же ИСС. Конечно, можно  приписать это условие к повышению чувствительности органов чувств, двигательной активности или эмоций, однако на проверку никакой особой реальной чувствительности нет, а по ощущениям именно петрушка с конфликтом.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск
    Интеллектуальная поисковая система Nigma.ru
    Форма входа
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика
    Сегодня День Рождения
    petrkifa1983(41)
    Лунные дни, лунный календарь, лунная магия


    Search Engine Optimization
     


    Search Engine Optimization

    Каталог сайтов Всего.RU Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет

      
    Фазы Луны
    Copyright MyCorp © 2024