Практика 2. 1. В какую эмоциональную ловушку я попал?
2. Какой стереотип сработал?
3. В какой ситуации это произошло?
Опять же смысл практики в отслеживании и регистрировании этих 3-х моментов. Полезна также письменная фиксация результатов выслеживания, естественно, при наличии времени и возможности это сделать. По крайней мере, такая возможность всегда появляется в конце дня, когда мы обычно возвращаемся домой.
Тоже достаточно простая практика выслеживания ЧСВ. С тем лишь дополнением, что она предполагает наличие некоторых "полочек", по которым раскладывается ЧСВ. По мере изучения своих "любимых" эмоциональных ловушек и стереотипов, практика выслеживания ЧСВ приобретает более осмысленный и результативный характер. Знание эмоциональных ловушек и стереотипов позволяет через некоторое время отслеживать сам момент их зарождения и уничтожать их, пока они еще не набрали силу, т.е. "пресекать на корню", "вытаскивать хворост из-под котла" (стратагема 19).
Принципы и закономерности работы внимания здесь не предлагаются к выслеживанию, по одной простой причине - чтобы не усложнять практику. Того, что написано, вполне достаточно, если учесть, что выслеживание происходит в реальном режиме времени - "здесь и сейчас", и, как правило, речь идет о долях секунды реагирования на появление ЧСВ. Хотя, конечно, никто не мешает использовать эту практику в режиме "там и потом", спокойно перепросматривая события дня.
Подробнее узнать об эмоциональных ловушках и стереотипах восприятия и реагирования можно в соответствующих статьях. Нужно лишь отметить, что в рамках этой практики особенный интерес представляют те стереотипы, которые прямо и непосредственно приводят к попаданию в эмоциональные ловушки. Еще раз обращаю внимание на то, что собирать и изучать стереотипы и эмоциональные ловушки нужно, прежде всего, свои - индивидуальные.
Практика 3.
1. Установки
2. Реакция
3. Ожидание
4. Устремление
5. Отношение, оценка
Выслеживание чувства собственной важности происходит по пяти вышеперечисленным областям.
Эта практика появилась, как естественное желание понять и разобраться глубже, что же такое чувство собственной важности.
При всей полезности и простоте практики №2, определенно, есть проявления ЧСВ, которые явно не укладывались в модель ЧСВ, описываемую эмоциональными ловушками и стереотипами, либо укладываются, но с большой натяжкой. Собственно, практика №3 дает более точный и детальный анализ ЧСВ. Это ее несомненное достоинство, есть, конечно, и недостатки - о них чуть позже.
Смысл применения этой практики можно описать следующей аналогией: есть какое-то сложное многомерное образование ЧСВ, мы берем и проецируем его на 5 плоскостей (установки, реакция, ожидание, устремление, отношение) и детально изучаем полученную проекцию. Практика показывает, что ЧСВ, если оно имело место быть, не ограничивается каким-то одним проявлением (внешним или внутренним), но имеет сложный комплексный характер, как правило, затрагивающий все 5 изучаемых областей, т.е. проецирует себя на все плоскости сразу. Впрочем, проецирует себя на каждую из плоскостей в разной степени выраженности, т.е. определенные ситуации ЧСВ легче и отчетливее видны на каких-то отдельных плоскостях.
Разберем простой пример. В качестве рабочего материала - одно из моих проявлений ЧСВ. Было замечено и отслежено давно, но понять и разобрать его я смог только сейчас, использую данную практику.
Итак, пример. Я оставляю какие-то сообщения на форумах - ответы на чужие сообщения, свои соображения и т.д. Как правило, я считаю их достаточно интересными, полезными и, безусловно, глубокими по содержанию :). Потом я начинаю ждать ответ на свои сообщения. Иногда это выглядело особенно забавно, через каждые 5-10 минут я мог заходить в инет, чтобы проверить, не было ли ответа на мой пост. И чем дольше не было ответа, тем больше меня это напрягало. Испытываемые чувства в те моменты: нервозное ожидание, раздражение, разочарование, иногда даже обида (если на сообщения так и не отвечали).
Естественно, это не были истерики, а так, легкая степень проявленности данных чувств, но, тем не менее, они были. Особенно неприятно было, когда мои сообщения вообще игнорировали. В те моменты обычно появлялись мысли примерно такого содержания: "или я оставил очень умное сообщение, и его просто никто не понял, или какое-то очень глупое, на которое народ вообще решил не отвечать, или просто меня игнорируют".
Думаю, этого уже достаточно для того, чтобы разобрать применение практики №3.
1. Установки или убеждения. Обычно это несознаваемые и слабоосознаваемые правила, которые у каждого есть в голове. В данном случае несколько моих установок, непосредственно связанных с чувством собственной важности, могли иметь следующее содержание: "обычно я говорю умные мысли", "на мои умные мысли и речи люди должны реагировать", "когда на меня не реагируют, значит, что-то здесь не так". Обратите внимание, все эти убеждения непосредственно затрагивают "Я", т.е. интересующие нас установки (касающиеся ЧСВ) так или иначе будут крутиться вокруг "Я", своей личности, своей самооценки, своей самоидентификации и т.д.
Естественно, что все эти соображения относительно моих установок - не более чем гипотеза, которую можно и нужно проверять в других ситуациях. Если перечисленные выше установки имеют место быть в различных ситуациях (не ограничивающихся одним лишь примером с форумом), тогда с некоторой степенью вероятности можно предположить их действительное наличие.
Часто установки выражаются в виде самоограничений, т.е. "можно вот это и это, а это нельзя", в виде "мне надо", "мне нужно", "я должен" и т.д. (об этом уже шла речь в статье "Второй принцип сталкинга").
2. Реакция. Это достаточно очевидный момент, я среагировал на эту ситуацию, она меня зацепила. Если бы мне было "параллельно", отвечают ли на мои сообщения или нет, то, естественно, никакой реакции, связанной с чувством собственной важности, и не было бы.
Если вспомнить про стереотипы, то в данном случае был весьма наглядный и что характерно, стабильно повторяющийся стереотип "меня игнорируют - раздражение, разочарование, обида" (повторяющийся не только в этой, но и других ситуациях). На самом деле, здесь конечно больше, чем один стереотип реагирования, здесь также присутствует несколько стереотипов восприятия: "мои умные сообщения", "меня игнорируют", но в контексте данной практики их уместнее рассматривать в области 5 - отношения и оценки.
3. Ожидание. С ожиданием здесь тоже все достаточно очевидно. Разбор данного проявления ЧСВ демонстрирует мое ожидание того, чтобы "меня заметили и обратили на меня внимание". Естественно это тоже относиться к ЧСВ. И ровно также в центре внимания я сам. Синонимом ожидания является желание. Уместно вспомнить здесь известное изречение Будды - "желания порождают страдания", в нашем случае - вышеописанную реакцию.
4. Устремление или побуждение. Здесь ситуация несколько сложнее. Также, как и в случае с установками, мы можем только строить предположения, опираясь на смутные ощущения адекватности и объективности интерпретации. Как мне представляется, в данном случае проявляются устремления: "произвести собой впечатление", "продемонстрировать свои знания", "донести свою умную мысль".
Обратите внимание, устремление "произвести собой впечатление" является, в общем-то, довольно распространенным в нашем обществе, но проявляется оно у всех по-разному и проявляется в зависимости от интересов и приоритетов. Если взять, к примеру, женщин (в основной своей массе, хотя, конечно, есть и исключения), то подобное устремление конкретизируется у них в области внешнего вида, косметики и одежды.
Для меня, например, значимой является область знаний, и, соответственно, мои устремления, касающиеся ЧСВ, так или иначе связаны с моими интересами, в данном конкретном случае проявляется в виде устремления "продемонстрировать свои знания".
Естественно также, что ожидания и устремления связаны самым непосредственным образом, т.е. устремляясь куда-то там :), мы, естественно, что-то ожидаем.
5. Отношение, оценка. Здесь вроде бы все достаточно очевидно: "мои умные сообщения", "меня игнорируют" - это и есть оценка и отношение к происходящему, и опять в центре внимания я сам.
Еще стоит отметить, что основной причиной подобных "залетов" является слишком серьезное отношение к самому себе.
Описанный выше анализ - "разложение по полочкам" - и есть способ применения этой практики. Она тоже работает и дает неплохие результаты, однако у нее есть и минусы. Собственно минус один - она довольно громоздкая в плане оперативного реагирования в режиме реального времени. На нее нужно время и достаточный интеллектуальный ресурс. Нужно время, чтобы "пораскинуть мозгами", и нужно умение это делать. Надеюсь, что со вторым у вас все в порядке, с первым же... Это хорошо, когда есть свободная минутка-другая времени и можно проанализировать ЧСВ в соответствии с вышеприведенной схемой. А если нет? Тогда нам поможет практика №4.
Практика 4.
Выслеживание чувства собственной важности через отслеживание любого из следующих проявлений:
"выдвигание себя на первое место";
"слишком много себя";
"слишком серьезное отношение к себе".
Это метафоры, которые очень точно описывают наличие ЧСВ. Смысл практики в том, чтобы регулярно проверять себя на наличие любого из выше перечисленных проявлений.
Пишу эти строки и понимаю, что рациональных аргументов не хватает, просто попробуйте сами.
В тот момент, когда вы хотя бы смутно почувствовали за собой ЧСВ (вроде есть что-то, но что не понятно), попробуйте оценить свое состояние - мысли и чувства на предмет соответствия с любым из этих трех проявлений ("выдвигание себя на первое место", "слишком много себя", "слишком серьезное отношение к себе"). Обычно они присутствуют все, хотя, может быть, какое-то из них будет более заметным и очевидным в конкретной ситуации.
Эта практика весьма эффективна и проста в использовании, единственное, что требуется для ее успешного применения, это некоторый опыт самовыслеживания.
Если не получается, попробуйте предыдущие практики. В этой статье они расположены в порядке возрастания необходимого для их использования осознания и опыта самовыслеживания.
Валерий Чугреев, 02.04.2006