Пятница, 29.03.2024, 07:56

ЭКСТРАСЕНС


Обряды вызова дождя и обрядовое купание - Экстрасенс


Приветствую Вас Прохожий | Регистрация | Вход

Новости Главной страницы
[06.12.2015]
Ханука (Праздник свечей) (0)
[31.12.2014]
31 ДЕКАБРЯ 2014 (0)
[24.12.2014]
В ночь на 25 декабря (0)
[24.09.2014]
новый 5775 год (1)
[03.08.2014]
2 августа — день Ильи-пророка! (0)
[28.11.2013]
Светлый праздник ХАНУКА (0)
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: irisha  
Экстрасенс » - Общение » РАССКАЗЫ И ЛИНКИ » Обряды вызова дождя и обрядовое купание (навеяно темой "проект Испания 2012")
Обряды вызова дождя и обрядовое купание
irishaDate: Вторник, 01.05.2012, 14:22 | Message # 1
Почетный участник форума
Group: Модераторы
Posts: 6134
Reputation: 13
Status: Offline

Обряд вызывания дождя у старообрядцев Забайкалья




Обряд вызывания дождя у старообрядцев Забайкалья



В летнем календаре старообрядцев Забайкалья важным обрядовым звеном является ритуал вызывания дождя. Состоящий из нескольких структурообразующих этапов, обряд может совершаться в различные временные промежутки, в зависимости от неблагоприятных погодных условий. Ритуальные действа испрошения небесной влаги осуществляются как комплексно, так могут воспроизводиться и частями на протяжении всего жаркого периода.

Материалы экспедиционных исследований 90-х годов позволяют согласиться с утверждением Г.В.Любимовой "о стремлении придать окказиональным обрядам вызывания дождя регулярный превентивно-календарный характер путем закрепления их за определенными датами народного календаря" (3, с.58). Частично ритуал исполняется на Преплавление, когда старшее поколение ходит молиться к кресту с иконами (что происходит не только на христианский праздник, но и спонтанно во время сильной засухи): "Нынче Преплавление у нас было, мы ходили молились на крест" (зап. от Ивайловской С.С., 1941г.р., с. Десятниково Тарбагатайского р-на, 2000 г).

Кресты у семейских, как и кладбища, расположены на возвышенностях (моления/священодействия на горах или холмах - традиция, идущая со времен почитания языческих богов, в частности, Перуна, "распоряжающегося" небесной влагой). На Ивана Травника обряд вызывания дождя выполняется как комплекс, а в способах наблюдается возрастная регламентация: старшее поколение - посещает кладбище, где поливает могилы и/или молется (этот процесс не имеет строгого темпорального закрепления: "И на Купалу обливались и до этого, засуха если идет, обливайтесь. Потом бабушки ходили кладбище поливали" (зап. от Леоновой М.П., 1934 г.р., с. Никольское, Мухоршибирского р-на, 2000)); молодежь - обливается, купается; дети - брызгаются/обливаются и исполняют заклички. В Иванов день полифункциональность водной стихии проявляется в многообразии ритуалов, в которых задействована вода. Используются ее защитные свойства, когда перед временем господства нечистой силы освященной водой окропляются двор, надворные постройки. А обряд купания/обливания иногда применяется не только в контексте имитативной магии, но и как одна из форм очищения "после разгула колдовок".

Ритуальное вызывание небесной влаги и купание происходит до Ильина дня. То, что открытые водоемы в период с Ивана Купалы до Ильина дня наиболее приспособлены к купанию (по-прежним строгим нормам купаться можно только в этот временной промежуток: "Раньше до Ивана не купались и строго было - от Ивана до Ильи - купальня" (зап. от Варфоломеевой А.М., 1928г.р., с. Никольское, Мухоршибирский р-н, 2000 г.)) связано с мифопоэтическими представлениями о водной стихии и темпоральном отрезке. Причина, по которой после Ильи нельзя купаться, в одном из вариантов, записанном в с. Никольском Мухоршибирского района, звучит так: "Знаю, что бабушка всегда говорила: "Пришел Илья и купаться нельзя, уже олень рога намочил."" (зап. от Леоновой М.П.,1934г.р.). В запрете фигурирует образ оленя, встречающийся у семейских в обрядовой игре, отмеченной Ф.Ф. Болневым в зимнем календаре. Параллели в важнейших солнечных циклах не случайны, так как олень - существо, соотнесенное с солнцем. Солярная символика данного животного, по мнению А. Голана, связана с мифом, восходящим к временам более древним, чем эпоха бронзы о том, "что солнце перемещается по небу на рогах чудесного оленя, за которым гонится существо преисподней, к концу дня настигающее оленя, отчего происходит закат и наступает ночь" (1, с. 39). Опущенные в воду рога оленя символизируют прекращение летней солнечной активности, следовательно, ограничено и купание (по-видимому истоки некоторых запретов идут со времен поклонения солнцу, как тотему).

Сакральность темпорального отрезка (календарные праздники обычно приурочены к важным земледельческим периодам, что в свою очередь основано на солнечных или лунных ритмах), способствует общению с предками, от которых может зависеть ниспослание дождя. На наивысшей ступени коммуникации, с которой возможно "прямое" обращение к потусторонним силам находятся ближайшие "посредники" между миром усопших и земным - старики, играющие в процессе общения с покойниками в старообрядческой традиции особую роль на протяжении всего календарного цикла (например, людям преклонного возраста принято подавать в родительские дни печеным и/или деньгами). В период засухи акциональная сторона обряда - поливание могил, хождение на гору и т. д.; вербальный компонент - моления о дожде, воззвание к предкам и к христиаским святым о помощи (причитания, присловья) совершаются людьми старшего поколения. Языческое мироосознание (просьба предков о ниспослании блага) - реалия сегодняшней жизни старообрядцев Забайкалья.



В засушливое лето 2000 года семейские Тарбагатайского, Мухоршибирского и других районов Бурятии просили живительной влаги для своих полей и огородов. В некоторых случаях с просьбой обращались и к только что усопшим (не обязательна календарная приуроченность): "Она умерла - шел, а когда хоронили - не было: "Феня, ну дак ты позаботься, пошли ты нам дожжа, не ради нас, ради младенцев"" (зап. от Кравцовой А.М., 1929 г.р., с. Никольское Мухоршибирского р-на, 2000 г.). Покойник, перешедший в разряд предков сразу же после смерти, способен влиять на земную жизнь и происходящие в ней процессы. В структуре малых жанров, в частности в присловьях, образ (в частности, образ усопшего), к которому обращается адресант - это основа повествовательной системы, в дальнейшем построении используются формулы обрядового фольклора. Наиболее употребительны в ритуале вызывания дождя малые фольклорные формы, где значимо каждое слово, имеющее заговорные потенции. Фольклорное слово - особая категория, "обеспечивающая хранение и актуализацию культурной памяти" (5, с. 64), включенное в обрядовое поле оно "приобретает своего рода реальность, как бы материализуется - сказитель рискует вызвать персонаж и события, описываемые в произведении (или сознательно это делает)" (5, с.66).

Слово наделяется свойствами фидеистического общения, противоположного межчеловеческой коммуникации (своего рода разговор с потусторонним миром). Вызывая небесную влагу, посредник пользуется вербальным текстом, способным активизировать силы небесные и земные, следовательно, затрагивающим глубинные пласты человеческого сознания, хранящие архаическую символику. В малых фольклорных формах сочетаются знаковые системы, имеющие христианские и языческие семантические уровни. В прошении к Пророку Илье - религиозному символу мироупорядоченности присутствует архаичный образ Матери сырой земли ("помочи матушку сырую землю" (3, с. 58)). Желание умилостливить ее ниспосланием влаги возникает из представления о земле, как олицетворенной праматери всего живого, дающей пищу для своих чад. В современных воззрениях старообрядцев Забайкалья, как людей непосредственно связанных с этой стихией, зависящих от ее плодовитости, земля до сих пор находится в ряду наиважнейших ценностей.




Обряд вызывания дождя у старообрядцев ЗабайкальяЯдром вербального компонента обряда является просьба-обращение к высшей иерархической ступени, на которой находятся христианские святые, а так как в религиозном мировозрении жива мысль о том, что порядок на земле и на небе зависит именно от них, в подавляющем большинстве случаев старообрядцы Забайкалья аппелируют к Илье Пророку, исполняющему функции языческого Перуна. Обозначенный в присловьях, как батюшка ("Батюшка Илья, намочи наши поля" (3, с.58)), образ грозного повелителя стихий ("Илья это там вроде ведает дожжом" (зап. от Медведевой А.И., 1919г.р., с. Тарбагатай Тарбагатайского р-на, 2000г.)) приобретает качества родового предка. Осмысление образа Ильи, как прародителя, находит продолжение в причитаниях, обращенных к святому: "О-ой, милостливый-то батюшка Илья Пророк,/Да глянись ты на нас грешников,/Да помочи ты нас грешников" (зап. от Медведевой А.И.,1919 г.р., с. Тарбагатай, 2000 г.). Голошение, обычно строящееся "на рассказе о покойном, воспоминаниях о нем" (4, с. 131) переходит из области семейно-обрядового фольклора в календарно-обрядовую, рассказ о покойном замещается просьбой-заклинанием, при этом все же сохраняется мелодика и частично структура традиционных причитаний. Зафиксированный текст соотносится со вторым звеном голошений по усопшему - "плачем-оповещением". Но иная предназначенность вербального компонента диктует выбор образов и стилистических приемов. В отличие от собственно причитаний в голошении вызывания дождя помимо основного образа действует просящая сторона, охарактеризованная знаковым существительным "грешники".



Внутренний потенциал просителя позволяет вести разговор с высшими силами и тем самым обратить внимание святого на свои беды ("Да глянись ты на нас грешников,/Да помочи ты нас грешников" (зап. от Медведевой А.И.,1919г.р., с. Тарбагатай, 2000 г.)). Осознание себя грешниками, следовательно, засухи, как наказания за людские прегрешения, заставляют обращаться к Илье неоднократно на всем протяжении неблагоприятных погодных условий: "Давно ряву и не могу доряветься" (зап. от Медведевой А.И., 1919г.р.). В причитании задействована клишированная формула "не за нас, а за младенцев", которая с небольшой степенью вариативности является сквозной в жанрах, включенных в ритуал вызывания дождя (за исключением детских закличек). Символика клише, входя в антитезу грешные - младенцы (то есть безгрешные), призвана активизировать воздействие на адресата в образе покойных предков или христианизированного бога-громовержца с целью спасения от бедствия чистых душ. В рассмотренных жанрах фольклорное слово, способное к "материализации", - один из способов фидеистической коммуникации (общения с потусторонним миром).

Характерно, что чаще всего это малые фольклорные формы или причитания, состоящие из одного-двух основных звеньев. Очевидно, этого требует специфика обрядовой ситуации, которая заключается, как пишет Неклюдов С.Ю., в том, "что в неком параллельном хронотопе существует другая действительность, которая и актуализируется в процессе исполнения. Предотвращать подобную актуализацию, так сказать, смягчать манифестационные потенции звучащего текста, призвана система запретов и правил; если им следовать, исполнение перестает "работать". Для избегания неприятных последствий текст лишается типовых начала и конца; излагается только одно содержание, после чего он перестает быть равен самому себе. Текст утрачивает цельность, а, следовательно, - свою замкнутость и структурную завершенность" (5, с.66).

В обрядовых вербальных элементах отражена вера в магическую значимость слова, его способность влиять на земные процессы посредством связи с иным миром. В текстах вызывания дождя медитативная функция поэтического слова становится первостепенной. Роль вопрошающего влаги в летний период тождествена роли медиатора-посредника между мирами в святочных гаданиях (отличие лишь в возрастном статусе). Не случайно последующие действия ритуала семейские называют ворожбой: "Заворожили дождя, забегали. Ну, обливаться" (зап. от Ефимовой У.В., 1936 г.р., с. Тарбагатай, 2000 г.). Обливаться принято было из реки или из колодца, черпая воду ведрами. В этом обрядовом этапе может участвовать вся деревня, но с преобладанием молодежи. В молодежной части ритуала отсутствует вербальный компонент, магия слова восполнена магической силой водной стихии. Признаки имитативной магии, основанной на законе подобия, проявляются в попытке действиями коллектива (общины) реализовать желаемое. Имитируя природные явления, а в мифопоэтическом осознании, исполняя божественные функции на земном уровне, человек, как часть Вселенной сам участвует в космическом процессе, чем обращает на себя внимание высших сил и способствует скорейшему улучшению положения.

Обряд вызывания дождя превращается во всеобщее увеселение, а исполнение магических функций передается детям, которые исполняют заклички. Обрядовое слово в устах младшего поколения не теряет заклинательного характера и актуализируется еще и тем, что детьми осмыслена целенаправленность вербального элемента - просьба-заклинание небесных вод. В образный ряд закличек входят: а) религиозно-мифологические персонажи (Бог, Илья Пророк, водяной царь); б) абстрагированные природные явления (дождь, тучи). В семантике религиозно-мифологических образов заложена посредническая функция, реализовав которую, персонаж осуществляет одну из своих благостных миссий - подачу небесной влаги (процесс проходит в рамках коммуникации - обращение со стороны человека влечет ответ от высших сил). Главную роль в этих случаях исполняет царь: "Царь, царь, сирота,/Открывай ворота/Ключиком, замочком,/Шелковым платочком" (фольклорные материалы КФН ВСГАКИ). Образ из детских заклинаний дождя (царь), осуществляющий священодействие, он же персонаж заговора (водяной царь), из сюжетно-тематической подгруппы с "семантикой "основного действия": "уничтожение водой"" (2, с. 28) болезней и недомоганий. Очевидно, вызывание дождя - это просьба об исцелении Матери - земли от недуга-засухи посредством живительной влаги. Заговорные истоки заклички проявляются через универсалии вещественного мира. В их число входят ворота, мыслящиеся как преграда, только после ликвидации которой, пойдет дождь.

Эта сюжетная тема заговорных текстов А10 (2, с. 42) характерна для детских закличек. Как и в заговорах, преграду можно раскрыть при помощи ключа. В обрядовом контексте данный знак обретает семантику разрушения границ. В некоторых вариантах закличек наряду с языческим персонажем фигурируют: христианский повелитель водной стихии - "Илья Пророк, помочи " (зап. от Медведевой А.И., 1919 г.р., с. Тарбагатай, 2000 г.) и олицетворение небесной влаги - "Дождь, дождь, пропусти ". Сочетание трех образных уровней в момент коммуникации активизирует слово-действие с целью получения незамедлительного результата.В закличках с иным образным составом (когда прошение о дожде обращено только к природным явлениям (собственно - дождю, тучам)), отсутствуют атрибутивные универсалии вещественного мира. Текст предельно упрощен, что свидетельствует о его более позднем происхождении. Магическая функция слова не исчезает совсем, но постепенно нивелируется. Коммуникативная ситуация теряет фидеистичность (утрачена связь с потусторонним миром).

Содержание наполнено не заклинательными формулами, а обычным требованием полить окружающее пространство: "Тучки, тучки,/Сойдитесь у кучки,/Полейте грибочки у нашем лесочке" (фольклорные материалы КФН ВСГАКИ). Жанровый состав вербальных текстов обряда вызывания дождя многообразен - от малых фольклорных форм и детских закличек, до причитаний, перешедших в сферу календарно-обрядовой поэзии. Но в силу ритуальной специфики (исполнение обряда только в зависимости от погодных условий) на вербальных компонентах не отразилась тенденденция "подвижности" текстов по циклам календаря (как это происходит, например, с троицкими песнями, которые теперь могут исполняться семейскими и на другие праздники), а архаическая семантика образного ряда и символики признается самими старообрядцами.




Н.А. Миронова-Шаповалова (по материалам 90-х годов 20 века)



Cноски:

1. Голан А. Миф и символ, 1994

2. Кляус В.Л. Сюжетика заговорных текстов славян в сравнительном изучении, М., 2000


3.Любимова Г. В. Град и засуха в народном календаре забайкальских старообрядцев//История, культура и язык старообрядцев Забайкалья. Тезисы региональной научно-практической конференции 19-20 октября 2000г., Улан-Удэ,2000

4.Матвеева Т.И. Похоронные причитания старообрядцев Забайкалья конца 20в.//Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. Материалы международной научно-практической конференции (2-3 июля 1999 г.), Улан-Удэ, 1999

5. Неклюдов С.Ю. Звучащее слово в фольклоре//Евразийское пространство: звук и слово. Международная конференция 3-6 сентября 2000. Тезисы и материалы, М., 2000



Математика - точная наука: 99% задач начинается со слов "Допустим, что..."
 
irishaDate: Вторник, 01.05.2012, 14:25 | Message # 2
Почетный участник форума
Group: Модераторы
Posts: 6134
Reputation: 13
Status: Offline
Обряды вызова дождя и обрядовое купание в обычаях зарубежной Европы.




Обычаи и обряды европейских народов, связанные с водой, в XIX – XX вв. встречаются преимущественно в сильно трансформированном виде. С древности получили широкое распространение различные магические обряды – прежде всего связывавшиеся с культом плодородия. Одним из главных таких магических обрядов является обычай вызова дождя.

 



Обряды вызова дождя и обрядовое купание в обычаях зарубежной Европы.





Длительные наблюдения земледельца над явлениями природы научили его правильно оценивать пользу или вред дождя в определенные периоды созревания посевов. Если дождя, когда он был нужен, долго не было, обращались за помощью к божеству: в древности - к языческому, позднее – к христианскому. Молитва как более позднее явление сопровождалась определенными магическими действиями.

Наиболее интересный обычай вызова дождя, доживший вплоть до XX в. ( конечно, не в первозданной форме), сохранился у балканских народов. Он известен под двумя названиями: пеперуда ( в других диалектах папаруда) и додола ( в других диалектах додойле). Обычай выполнялся в разные сроки: в Греции – в ильин день, в Югославии – между юрьевым и петровым днем, в Румынии и Болгарии – между пасхой и троицей. В Албании магические приемы вызывания дождя не были приурочены к определенным срокам, а совершались по мере надобности.

Обычай этот состоял в том, что группа девушек во главе с пеперудой – нагой девочкой, закутанной в зелень, шла по деревне и полям. Участницы процессии пели песню о бабочке ( пеперуда по-болгарски значит «бабочка»), летящей на небо к богу и молящей его о ниспослании дождя, который принесет обильный урожай. В древности о ниспослании дождя обращались с просьбами к мифологическому громовержцу Перуну, позднее – к Илье-Пророку. Под песню пеперуда танцует с подскоками, как бы порхая, а хозяйки обливают ее спутниц водой и одаривают подарками.

В состав этого ритуала входили и другие магические приемы. Имеются в этом обряде элементы, указывающие на связь с культом предков. Так, в Югославии перед обходом села процессия девочек посещала кладбища. Существовала вера в то, что предки могут оказать содействие в вызове дождя. Совершались также ритуальные жертвоприношения: по завершении обряда бросали в реки зелень, ветки, венки.

 



Обряды вызова дождя и обрядовое купание в обычаях зарубежной Европы.






Иногда обряд пеперуды сочетался с другим, известным в Болгарии и Югославии под название Герман. Этот обряд совершался в любое время сильной засухи.

В Румынии в третий вторник после пасхи собирали девочек старше 5-6 лет, делили их на две группы, каждая из которых лепила глиняную куклу. Эти куклы олицетворяли мужское и женское начала. Кукол называли Калояном и Дождливым Муму, их одевали в крестьянскую одежду, клали в гроб, по христианскому обряду хоронили в укромном месте на берегу реки, а через три дня выкапывали, произнося при этом заклинания, несли в село и бросали в колодец или проточную воду. После этого справляли поминки в соответствии с христианскими обрядами и, причитая, молили о дожде.







Обряды вызова дождя и обрядовое купание в обычаях зарубежной Европы.






В литературе предлагается несколько толкований обряда пеперуды и Германа: в нем видят ритуальные человеческие жертвоприношения или рудимент обычая «отправление стариков на тот свет». По мнению одних ученых он имеет дославянские, скорее всего фракийские корни.

В Европе на Балканах сохранился обычай вызова дождя, сопровождаемый такими магическими приемами как процессии с символической фигурой, обливание водой этой фигуры и всех участников процессии. А у немцев Верхней Баварии и Бадена на духов день водили по селу парня в маске водяной птицы. «Птицу» старательно обливали водой, а она в ответ утягивала девушек в воду.

У многих народов известен обычай «вспашки дождя» в целях его вызывания. У армян, грузин и других кавказских народов молодые девушки впрягались в плуг и тянули его против течения, заходя в реку по пояс. Схожий обычай известен и у немцев, австрийцев и швейцарцев. Плуг тащили парни, но если на пути встречались девушки ( а нередко их силой вытаскивали из домов), то их впрягали в плуг.

Известны и другие магические приемы. Так, в Сербии опускали в реку крест с какой-нибудь могилы со словами: «С неизвестной могилы крест, с неизвестной горы дождь».

В XIX в. обычай обливания был связан с различными календарными датами. Например, в первый день пасхи парни обливали девушек, на второй день – девушки парней.

К XXв. Первоначальный смысл обычаев обливания был забыт. Им давали иное толкование. Например, немцы считали, что того человека, которого обольют водой на праздник, не будут кусать комары. Поляки, обливая возвращавшихся с поля жнецов, считали, что им будет легче работать. Французы же полагали, что бросание в костер на Иванов день ужей и жаб избавляло людей «от всякой скверны». Со временем обычаи с обливанием приняли спортивно-развлекательный характер. Так, в Баварии на духов день подвешивали на гибком шесте ведро с водой и на него клали дощечку, которую всадники на полном скаку должны были сбить. Неловкие парни задевали ведро и обливались водой.

Обливание водой не только было связано с обычаем вызывания дождя, оно могло иметь и другую магическую функцию – очистительную.







Обряды вызова дождя и обрядовое купание в обычаях зарубежной Европы.






Большое значение очистительным обрядам придавалось в Древнем Риме, они были составной частью многих празднеств. Нередко они имели апотропеический характер. «Подобно тому, как омовение тела, согласно древнейшим индусским и семитическим воззрениям, защищает человека от нападения демонов, точно также опрыскивание водой, ниспосылаемой на землю самим божеством, или водой освещенных источников или рек оказывает волшебное действие, отгоняя демонические силы».

В середине XIX в. в Мюнхене рассказывали о том, что баварские герцоги, вступая на престол, отравлялись на Вальхензее и опускали в самом глубоком месте озера в воду золотое кольцо, чтобы умилостивить духов озера и уберечь владения от наводнений.

Одной из форм очистительных обрядов является купание. В обряде ритуального купания, в частности совершаемого в Иванов день, особенно наглядно проявляется дуализм свойств воды – как полезного средства и как устрашающей стихии. Причина двойственного отношения к воде в Иванов день заключается в том, что этот праздник приходится на вершину лета, пору расцвета сил природы. Вместе с тем это время поворота – с этого дня начинает убывать день, по поверьям в эти дни имеет место разгул нечистой силы.







Обряды вызова дождя и обрядовое купание в обычаях зарубежной Европы.






Это только немногие из обрядов, проводимых с участием воды. Ее магическая и целебная силы несоизмеримы и находят отклик во многих ритуалах.



Источник: книга « Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев»




Математика - точная наука: 99% задач начинается со слов "Допустим, что..."
 
LexaDate: Вторник, 01.05.2012, 16:33 | Message # 3
Admin
Group: Администраторы
Posts: 11181
Reputation: 14
Status: Offline
Quote
У многих народов известен обычай «вспашки дождя» в целях его вызывания. У армян, грузин и других кавказских народов молодые девушки впрягались в плуг и тянули его против течения, заходя в реку по пояс.


не слабо wacko
 
MerlinDate: Вторник, 01.05.2012, 22:02 | Message # 4
Генералиссимус
Group: Проверенные
Posts: 2277
Reputation: 20
Status: Offline
Однозначно то, что без включения в определенный энергоканал все это будет бесполезной тратой времени.

"Мир становится таким, каким вы хотите его видеть". (с) Merlin.
 
Экстрасенс » - Общение » РАССКАЗЫ И ЛИНКИ » Обряды вызова дождя и обрядовое купание (навеяно темой "проект Испания 2012")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024