Венок — обрядовый предмет, изготовляемый из трав, цветов, вечнозеленых растений, хвои, веток, соломы, бумаги и т. п. Будучи элементом убранства участников обрядов или домашних животных, жилых и хозяйственных построек, Венок служит чаще всего оберегом от нечистой силы, сглаза. Ритуальное использование его связано с осмыслением Венка как круга, что сближает Венок с другими имеющими отверстие предметами (кольцо, обруч, калач) (К: Куриный бог); ср. такие обрядовые действия, как процеживание молока сквозь Венок; протаскивание через него больного; подсматривание сквозь Венок; умывание из Венка, брошенного на воду, и т.п.
В обрядах и играх весенне-летнего цикла Венки служили обязательным головным украшением девушек. Так, в восточнославянском обряде “проводов русалки” для ряженой “русалки” плели специальный Венок с добавлением крапивы или делали много Венков, падевая их ряженой на голову, шею, на руки, всю увешивая венками. Последующее уничтожение этих Венков (выбрасывание их на кладбище, в воду, в костер и т. п.) символизировало акт изгнания “русалки”.
Широкое применение Венков в троицком цикле обрядов известно восточным славянам. Обычай “завивания венков” на березе совершался у русских в четверг перед Троицей, девушки шли в лес к молодой березке, закручивали ветки кольцами и связывали их, через такие “венки” целовались и менялись крестиками, т.е. кумились. На Троицу ходили развивать эти венки, при этом гадали о будущем: увядший или самостоятельно развившийся Венок сулил смерть или безбрачие. Одновременно с этим плели и травяные Венки, которые носили на голове, гуляли в них весь Троицын или Духов день, а вечером шли к реке и бросали Венки в воду.
На Украине и в Белоруссии Венок плели во время сбора троицкой зелени, предназначенной для украшения домов. Во многих местах при витье Венков вплетали полынь как средство против русалок. В южнорусских обл. особенно ценились Венки, сделанные из такой троицкой зелени, которой была украшена церковь. В Орловской губ. их называли “святыми венками” и носили все: старый и малый мужчины и женщины, без Венка в Троицын день старались не ходить.
У западных славян и в западных обл. Украины и Белоруссии готовили Венки к празднику Зеленых святок (Троицы). В этот день в Польше хозяйки перед выпасом коров надевали им на рога Венок из полевых трав и дубовых веток. В Карпатах такими Венками защищали поля и огороды от беды.
В восточнославянском купальском обряде Венки были обязательным атрибутом участников игрищ и обычно уничтожались на заключительном этапе обряда: их бросали в костер, в воду, на дерево, иногда — относили на кладбище. Часть венков сохраняли, используя затем для лечения больных, для охраны от града, относили в огород, чтобы не было червей. Устойчивым элементом купальских обрядов было гадание по Венку в момент сплавления их по реке или при забрасывании на дерево, на крышу дома и т.п.
Изготовление Венков было характерно и для обрядности католического праздника Божьего Тела, отмечаемого в девятый четверг после Пасхи. В Польше каждая из участниц церковных праздничных шествий заранее плела нечетное количество небольших веночков (5, 7, 9) и несла их с собой. По завершении обходов Венки оставляли в костеле, где они висели до следующего четверга. В десятый послепасхальный четверг после церковного освящения их забирали домой и использовали в течение года для магических и лечебных целей:
вешали над дверями и окнами или оставляли на чердаке против молнии, грозы, пожара: развешивали в амбаре или клали под первый сноп нового урожая против грызунов:
подкладывали в гнезда наседкам, в колыбель новорожденному, под подушку роженице для защиты от злых сил; размещали по Венку во все углы гроба или под подушку умершему, “чтобы зло не подступило”;
носили под рубашкой “от ведьм”
окуривали подожженной зеленью такого Венка больных. Вообще верили, что Венки, освященные в праздник Божьего Тела, защищают от всяческого зла.
У южных славян и в Карпатах плетение Венков и ритуалы с ними составляли основу обрядности Юрьева дня. Венками украшали овец, подойники, овчарни. Над входом в овечий загон сербы укрепляли дугообразный Венок, под которым прогоняли все стадо. После употребления в Юрьевских скотоводческих ритуалах Венок расплетали и бросали в воду. В Хорватии пастухи плели Юрьевские Венки и прикрепляли их к рогам коров, а после праздника Венки забрасывали на крыши домов, чтобы ведьмы не навредили скоту.
Особое значение придавалось жатвенному Венку, который плели из колосьев в день окончания жатвы прямо на поле, украшали цветами и лентами, возлагали на голову лучшей жнице, а затем несли в руках и хранили в амбаре до следующей жатвы или до засева. Считалось, что жатвенный Венок сохраняет силу зерна и передает ее будущему урожаю.