В этот день принято было относить в Храм десятину от урожая всех плодов
8 февраля (дата для 2012 года)
В этот день, называемый в Израиле Ту би-шват, обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Ту би-шват — это 15-е число месяца шват по еврейскому календарю.
В иудаизме существует четыре хронологии, четыре календаря, согласно
которым измеряется возраст четырех миров. Согласно одному календарю
(первый месяц которого — нисан) отсчитывается история Израиля, согласно
второму (первый месяц которого — тишрей) — история всего человечества,
согласно третьему календарю (первый месяц — элул) измеряется возраст
животных, и согласно четвертому (первый месяц — шват) — растений.
В древнем еврейском государстве было принято, как предписывает Тора,
ежегодно отделять десятинy от yрожая плодов в пользy священников и
левитов, занятыx слyжбой в Храме, не имевших земельных наделов, и
десятинy в пользy бедныx. Посколькy такое действие должно производиться
ежегодно, то запрещено было отделять десятинy от yрожая одного года в
счет yрожая дрyгого года. Праздник Ту би-шват yстановлен мyдрецами для отделения yрожая одного года от yрожая дрyгого.
| Цветущее миндальное дерево - символ праздника
|
Относительно
деревьев имеется еще и дополнительное обстоятельство: закон запрещал
использовать плоды растения на протяжении первых трех лет его
плодоношения, а для того чтобы знать возраст растения, необходимо строго
установить день его рождения. Им и признается Ту би-шват. В этот день
нет запретов на работу, он не отмечен призывом к праздничному веселью, и
он никак не упоминается в молитвах. Но сложились некоторые традиции его
отмечания.
После разрушения Второго Храма в 70 году многие евреи были вынуждены
покинуть землю их отцов. Поскольку не стало еврейского Храма, и
государство распалось вместе со всеми его законами, то и празднование Ту
би-шват перестало существовать. За годы опустошений и войн были
уничтожены многие леса и рощи. Постепенно земля превратилась в пустыню.
С возникновением сионистского движения начался новый этап в истории
развития праздника. Иммигранты, вернувшиеся в землю их отцов, понимали,
что необходимо преодолеть пустыню, осушить болота и превратить землю в
цветущий сад. В 1890 году 15 швата директор школы, писатель и историк
Зеэв Явиц вышел со своими учениками, чтобы посадить деревья. Так была
создана новая традиция в стране: сажать деревья в Ту би-шват. Цветущее
миндальное дерево уже в начале поселенческого движения превратилось в
символ праздника.
Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о
фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но и ломать их, ибо они
дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же, как и
дерево, человек силен своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны,
дают силу дереву и человеку. Крона дерева — как жизнь человека, плоды
дерева — как дети.
| В этот день дети и взрослые участвуют в массовых посадках деревьев
|
Праздничная
трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. Это —
пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат, упомянутые в
Торе, и другие. В этих трапезах обращается внимание на порядок
потребления плодов в связи с их происхождением, с соотнесением их
съедобных и несъедобных частей. По разным традициям, на столе должно
быть семь, пятнадцать или даже пятьдесят видов плодов!
В последнее время празднование Ту би-шват обрело дополнительный смысл.
Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов и
экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное отношение к
природе. Сложилась традиция: в Ту би-шват тысячи людей, дети и взрослые,
участвуют в массовых посадках деревьев. Ту би-шват широко отмечают не
только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот
праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.
Молящиеся женщины в святилище храма в Кермане Праздник Сраоши отмечают 6-8 февраля при вхождении Солнца в 18 градус Водолея.
Сраоши — хранитель слова, с ним связана мистерия Благого Слова, он
проводник, соединяющий мир идей Меног и воплощенный мир Гетиг. Очень
благотворно чтение мантр, молитв.
Праздник Сраоши связан с воинством, защитой справедливости, борьбой с
темными силами, которых разгоняет предрассветный крик петуха — Сраоши.
Это день знаний, когда следует начинать любой цикл — будь то курсы по
обучению чему-либо или путешествие с целью познания.
Праздник проводят весело со сменой ярких одежд, едят орехи и халву.
В этот день зажигают 16 огней.
В этот день Православная церковь празднует перенесение мощей препободного Феодора, игумена Студийского. Народный календарь, приметы
Федор Студит. Федор Поминальник, Застольник.
- Каков день, такова и весна
- Если синица с утра поет, то зима еще придет.
- Родившимся в этот день следует носить алмаз, халцедон.
|