Воскресенье, 05.05.2024, 15:43

ЭКСТРАСЕНС


пчелы в славянской мифологии - Экстрасенс


Приветствую Вас Прохожий | Регистрация | Вход

Новости Главной страницы
[06.12.2015]
Ханука (Праздник свечей) (0)
[31.12.2014]
31 ДЕКАБРЯ 2014 (0)
[24.12.2014]
В ночь на 25 декабря (0)
[24.09.2014]
новый 5775 год (1)
[03.08.2014]
2 августа — день Ильи-пророка! (0)
[28.11.2013]
Светлый праздник ХАНУКА (0)
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Leetha, irisha  
Экстрасенс » - Эзотерика Энергетика Магия. » senso della natura » пчелы в славянской мифологии (поговорим о меде и пчеле..)
пчелы в славянской мифологии
irishaDate: Вторник, 21.10.2008, 10:39 | Message # 1
Почетный участник форума
Group: Модераторы
Posts: 6134
Reputation: 13
Status: Offline
Пчела - насекомое, пользующееся особым почитанием. Пчелу воспринимали как Божью тварь, называли Божьей угодницей, Божьей мудростью и наделяли святостью. Считалось, что Пчела жалит только грешника. В улей с Пчелами никогда не бьет гром. Пчелы обязаны Богу самим своим происхождением, в отличие от шмелей, шершней или ос, которых сотворил дьявол, соперничавший с Богом.

По народным представлениям, Пчелы водятся только у добрых людей, а злых не любят. Они обладают способностью сплачивать людей, связывать их духовным родством. Белорусы верят, что Пчелы сближают добрых людей. Общие Пчелы у двух разных хозяев соединяют их братскими узами. Такие Пчелы хорошо роятся и дают много меда и воска. Братские отношения между хозяевами возникают в том случае, когда от одного из них рой опустится в улей другого или когда на свадьбе новобрачным дарят половину своих Пчел. Духовное родство, основанное на совместном владении Пчелами, рассматривается как священное, данное самим Богом. Роль Пчел в сближении людей проявляется у белорусов также в старинном обычае изготовлять общую для односельчан братскую свечу, которая хранится поочередно у всех жителей деревни. Близкий по смыслу обычай известен и в польском Поморье: если один из двух соседей, имеющих Пчел, умрет, то другой должен пойти к его Пчелам, постучать палочкой по ульям и три раза сказать им: 'Пчелки, ваш хозяин умер' . Тогда Пчелы останутся на своем месте и не улетят в другое.

Пчела символически соотносится с образом Богородицы. Народная традиция наделяет Пчелу не только чистотой и святостью, но также девственностью и безбрачием. В заговорах ее называют 'девицей-пчелицей'. Согласно легенде, пчелами стали слезы прекрасной девы, сидевшей на камне посреди моря. В загадках Пчелы описываются как незамужние девицы или монашки: 'Сидят девицы в темной темнице, вяжут сетку без иглы, без нитки'; 'Сидит монашенка, вяжет сеточку' . В сказках Пчела хитростью избегает свадьбы со шмелем: откладывает ее на осень, когда отощавший шмель умирает. Мотив непорочного зачатия встречается в сербских поверьях о Пчеле. Считается, что самим Богом установлено размножение Пчел без спаривания: пчелиная матка просто откладывает яйца, из которых появляются на свет Пчелы. Тот же мотив отражен и в русских загадках о Пчеле: 'Не девка, не вдова, не замужняя жена, детей выводит'; 'Живет не девка, не баба, не солдатка, не вдова и не мужняя жена; мужа у ней нет, а детей много' . Среди пчеловодческих праздников особенно выделяется день Зачатия св. Анны. В этот день пчеловоды просили в молитвах о зачатии пчелиных роев, которое сравнивали с зачатием св. Анны, родившей Пресвятую Деву: 'Анна зачала деву Пресвятую Богородицу, так и вы, мои пчелы, зачинайте дело во имя Божие, часты рои, густые меды' . Пчеловоды отмечали также день Игнатия Богоносца, который христиане связывали с началом родовых мук Богородицы.

Известна сербская легенда о происхождении Пчел из слез матери, которая оплакивала загубленного, а потом воскресшего сына. Здесь образ матери представляет собой прямую аналогию образу Богоматери. Соотнесенность пчелиной матки с Божьей матерью видна и в их языковых наименованиях: матка и Матерь. Царская символика роднит ее с Царицей Небесной: в украинской молитве к пчелиной матке обращаются 'царица-матка', а в русской легенде в пчелиную матку Бог превращает царицу рогатых людей, живших некогда на земле. В заговорах пчелиную матку называют, как Богородицу, Марией. Культ Богородицы присутствует в пчеловодческих обрядах. Богородице приписывают занятие пчеловодством и считают ее покровительницей Пчел и их владельцев. На Успение Богородицы для хорошего приплода Пчел в церкви угощают освященным медом. Пчеловоды молятся о Пчелах , возложив свечу на икону Богородицы,

обращаются к Пчелам с богородичной молитвой. Сходная символика Пчел имеется и в западноевропейской традиции, где Пчелы и ульи символизируют Деву Марию как источник всяческой сладости.

В разных славянских зонах известны поверья о душе в облике Пчелы. Например, в Болгарии в Духов день молящиеся слушают, как жужжат мухи и Пчелы, считая, что это души их умерших близких. С этими представлениями связана и роль Пчел как предвестниц смерти в толкованиях снов.

Признак множественности символически соотносит Пчел со звездами, снегом, каплями дождя, слезами, искрами огня, песком и т.п. Так, много звезд на небе в рождественскую ночь сулит много Пчел летом; в некоторых загадках звезды загадываются через пчел, а вьющиеся возле улья Пчелы уподобляются метели; сон о роящихся Пчелах толкуется как предвестье снега, дождя, слез или пожара; искры огня символизируют Пчел в крещенском гадании (куда полетят искры, оттуда весной прилетят Пчелы); обилие искр от бадняка предвещает обилие Пчел, во время первого весеннего грома сыплют перед ульями песок, чтобы они наполнились Пчелами, и т.д.

Известен пчеловодческий обычай приносить жертву водяному: в ночь на Преображение бросают в воду свежий мед и воск, топят в мешке первый рой или лучший улей. В награду за это водяной умножает Пчел и оберегает пасеку. Иногда пасеку специально ставят у реки, чтобы водяной охранял Пчел. Роль водяного как покровителя Пчел унаследовали русские святые Зосима и Савватий, в дни памяти которых (17. IV и 27. IX ) пасечник погружает мед в воду (иногда около мельницы), читая заговор, чтобы обеспечить себе успех в пчеловодстве на предстоящий сезон. Связь Пчел с водяным подтверждается и русским поверьем, что Пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедом и брошенной в болото; рыбаки вытащили неводом из болота пчелиный рой, от которого расплодились Пчелы по всему свету. У южных славян отголоски представлений о связи Пчел с водяным духом можно видеть в мотиве водяной мельницы в сербских легендах о Пчелах (ими становятся слезы матери, сын которой утоплен чертом в мельничной запруде; дьявол придумывает способ подачи зерна на мельнице, созданной Богом и св. Саввой, а Пчела, подслушав, сообщает об этом Богу) и пчеловодческой практике (мельничное мотовило на пасеке для удержания Пчел, вода с мельничного колеса для кропления Пчелы), У западных славян - в польской легенде о мухах (пчелах дьявола), которых черт производит на мельнице способом, подобном тому, каким обдирают зерно перед размолом.

Лит.:
Сумцов Н.Ф. Из сказаний о пчелах // Этнографическое обозрение, 1893. Кн. 17. 2;
Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции . М., 1997. С. 448-486.

Добавлено (21.10.2008, 10:21)
---------------------------------------------
Мёд поэзии

Все началось с вражды ванов и асов, но когда решили они примириться, то встретились, и в знак мира те и другие подошли к чаше и плюнули в нее. Из той слюны сотворен был человек, и имя ему Квасир.
Он самый мудрый на земле. И нет вопроса, на который он бы не знал ответа. И много он ходил по свету и всегда учил людей мудрости.

Но карлики Фьялар и Галар заманили обманом его в гости и убили, а кровь его собрали и слили в котел Одрёдир и смешали его с медом. И стал тот напиток зваться Медом поэзии, и каждый, кто напьется из того котла, сможет слагать хорошие стихи. Асам же карлики сказали, что Квасир захлебнулся в своей мудрости.

Некоторое время погодя пригласили они к себе великана Гиллинга и жену его, а затем позвали Гиллинга покататься на лодке по морю. И сделали они так, что лодка перевернулась, а великан, не умевший плавать, утонул.

Тогда вернулись они на берег и сообщили жене великана о гибели мужа. И очень она убивалась. Карлики предложили ей поехать на море и посмотреть на место, где утонул ее муж. Она согласилась, и, когда выходила из дома, Галар бросил ей на голову мельничный жернов, ибо считали карлики, что от нее слишком много шума. И так убили они и великаншу.

Сын Гиллинга, великан по имени Суттунг, узнав о проделках карликов-цвергов, схватил их и отплыл в море и собрался было утопить, но они предложили ему выкуп - Мед поэзии. И согласился Суттунг принять такой выкуп за убитого отца, взял котел Одрёрир и спрятал его в скалах, а сторожить котел приставил дочь свою Гуннлёд.

Один как-то раз пошел на поле, где девять косцов косили луг. А были они все рабами брата Суттунга Бауги. И предложил им наточить косы. И когда справился он с этой работой, нашли косцы, что очень хорошее у него точило, и захотели купить точило. Один ответствовал, что готов продать его. Стали тогда рабы спорить, кто купит точило, и Один тогда бросил точило в воздух и сказал, что тот, кто схватит его, и станет новым владельцем точила. Бросились косцы за бруском и перерезали друг другу горло косами.

На ночь остался Один, который назвался Бёльверком, что значит "Злодей", у Бауги, который очень сокрушался о гибели своих косцов. И тогда Бёльверк предложил Бауги работать у него и выполнять работы девятерых, а в качестве платы попросил себе глоток Меда поэзии. Бауги отвечал, что не он хозяин Меда, но готов посодействовать Бёльверку и сходить с ним к брату.

Проработав у Бауги все лето, стал Бёльверк зимой требовать у него платы. И отправились они тогда к Суттунгу, но великан отказался дать Одину Меда.

Тогда Бёльверк и Бауги решили заполучить глоток Меда хитростью. Стал Бауги бурить скалу буравом Рати, который дал ему Бёльверк, и сказал скоро, что пробуравил скалу насквозь. Но подул Один в отверстие, и в лицо ему полетела каменная крошка. Понял он, что хочет Бауги его перехитрить, и приказал великану буравить скалу дальше. Наконец пробуравил Бауги скалу, и Один, превратившись в змея, пролез в пещеру к Гуннлёд и провел с нею три ночи, а она в награду разрешила ему отпить три глотка Меда.

Выпил за три глотка Один весь Мед поэзии, потом превратился в орла и улетел. Увидел Суттунг летящего орла и сразу понял, в чем дело. Принял он обличье орла и полетел в погоню. Но Один уже долетел до Асгарда и выплюнул часть Меда в чашу, которую вынесли ему асы. А часть Меда выпустил через задний проход, ибо Суттунг чуть не настиг его. Тот Мед не был собран, а собрали его те, кого зовем мы "рифмоплетами".

Мед же из чаши отдал Один асам и людям, которые хорошо умеют слагать стихи.

Литература
Мифология. Энциклопедия, -М.: Белфакс, 2002
Мифы древней Скандинавии, -М.:АСТ 2001

Добавлено (21.10.2008, 10:25)
---------------------------------------------
Немного о самой пчеле:

http://www.turbo.adygnet.ru/2004/kryukova_yul1/ISTOR/DO19.HTM

Добавлено (21.10.2008, 10:31)
---------------------------------------------
Просто фактики:
Согласно греческим мифам, пчелы носили мёд маленькому Зевсу со склона высокой горы Дикты на острове Крит... А мифы Древней Греции датируются двадцатым-десятым веками до н.э. В античные времена мёд считался основным исцеляющим средством и использовался для лечебного питания. Об этом упоминали великие греки -- математик Пифагор (VI в. до н.э.), отец медицины Гиппократ (460--370 гг. до н.э.) и знаменитый римский врач Гален (129--199 гг н.э.). Мёд с молоком, фруктами, орехами и маком употребляли в пищу, мёд с оливковым маслом втирали в кожу.

Авиценна (Ибн-Сина) (980--1037) оставил потомкам около двухсот рецептов лекарств из мёда, а в древнеиндийской "Книге жизни" было написано, что молоко и мёд могут продлить человеческую жизнь до 500 лет! То, что мёд -- отличный антисептик, тоже было известно с глубокой древности.

По преданию, полководец Птолемей (366--283 гг. до н.э.) благополучно доставил на родину из Вавилона тело умершего Александра Македонского, погрузив его в ванну с мёдом.

Прополис
Прополис ("пчелиный клей") -- смолистое вещество, которым пчелы заделывают щели своего жилища. Он получается в ходе первичного переваривания пчелами цветочной пыльцы и содержит около 59% смол и бальзамов, 10% эфирных масел и 30% воска. Прополис бывает разного цвета -- от светло-желтого до почти черного и имеет характерный запах. Сложные органические вещества, входящие в состав прополиса (флавоны; производные бензойной и коричной кислот), обладают антимикробными и противогрибковыми свойствами. Кроме того, прополис богат микроэлементами -- алюминием, ванадием, железом, марганцем, кремнием и витаминами В1, В2, Е, С, РР, а также каротином -- провитамином А.

Предполагают, что прополис был хорошо известен еще за несколько тысячелетий до нашей эры жрецам храмов Древнего Египта -- самым образованным людям того времени, знатокам медицины и химии. До завоевания испанцами империи инков там тоже применяли прополис при воспалительных процессах и сильном жаре.

Прополис "имеет свойство вытягивать из раны концы стрел и шипы, он разрежает, слегка очищает и сильно мягчит" -- так писал Авиценна (Ибн-Сина) в "Кодексе врачебной науки". Современная медицина тоже широко использует целебные свойства пчелиного клея.

Добавлено (21.10.2008, 10:39)
---------------------------------------------
Натуральный воск-тоже продукт работы пчел.
Интересно использование в магии ритуалах и заговорах-меда и воска. biggrin


Математика - точная наука: 99% задач начинается со слов "Допустим, что..."
 
Lexa_vDate: Вторник, 21.10.2008, 10:53 | Message # 2
Администратор
Group: Администраторы
Posts: 5795
Reputation: 19
Status: Offline
"Я согласен к пчёлам в улей лишь бы только в коллектив" Леонид Фтилатов smile

Потому что?...
 
irishaDate: Вторник, 21.10.2008, 10:55 | Message # 3
Почетный участник форума
Group: Модераторы
Posts: 6134
Reputation: 13
Status: Offline
biggrin biggrin biggrin biggrin

Математика - точная наука: 99% задач начинается со слов "Допустим, что..."
 
neverlandDate: Вторник, 21.10.2008, 14:29 | Message # 4
Почетный участник форума
Group: Модераторы
Posts: 2856
Reputation: 10
Status: Offline
Но Один уже долетел до Асгарда и выплюнул часть Меда в чашу, которую вынесли ему асы. А часть Меда выпустил через задний проход, ибо Суттунг чуть не настиг его. Тот Мед не был собран, а собрали его те, кого зовем мы "рифмоплетами".

Мед же из чаши отдал Один асам и людям, которые хорошо умеют слагать стихи.

biggrin biggrin biggrin

 
Lexa_vDate: Вторник, 21.10.2008, 14:54 | Message # 5
Администратор
Group: Администраторы
Posts: 5795
Reputation: 19
Status: Offline
smile

Потому что?...
 
Экстрасенс » - Эзотерика Энергетика Магия. » senso della natura » пчелы в славянской мифологии (поговорим о меде и пчеле..)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024