Quote (Lexa)
с точки зрения эзотерика абсолютно абсурдное сочетание.
а как будет правильно?Добавлено (26.09.2010, 14:39)
---------------------------------------------
Вот, пытаюсь разобраться.
Виктор Янович "Наследие тысячелетий"
Согласно ведической концепции, которая старше научной на много тысяч лет, Вселенная вечна во времени и беспредельна в пространстве, которое не пусто. Оно заполнено Абсолютом, некой потенциальной свободной энергией Духа, которая благодаря утонченности, подвижности и свободе, нескованности никакими формами, способна образовывать любые формы, и является первоосновой всего существующего в мире. Вселенная периодически меняет свое состояние: то образует невидимое Единое целое, то распадается на множество элементов, которые со временем образуют видимые Миры. Эти периоды носят названия Махаманвантар (при них происходит дифференциация качеств, заложенных в первооснове, и их проявление как пар антиподов) и Махапралай (при них происходит интеграция и взаимная нейтрализация противоположных качеств, в связи с чем первооснова невидима и неощутима).
Вот как описывается состояние Махапралайи и переход от нее к очередной Махаманвантаре в древнейшей Книге Дзиан, с которой познакомили в гималайском ашраме Е.П.Блаватскую: "Причины существования исчезли; бывшее Видимое и Сущее Невидимое покоились в Вечном Не-Бытии - Едином Бытии. Лишь Единая Форма Существования, беспредельная, бесконечная, беспричинная простиралась, покоясь во Сне, лишенном Сновидений; Жизнь бессознательная пульсировала в Пространстве Вселенском во Всесущности той, что ощущается открытым Глазом Дангма" [46, станса 1]. "…Вселенная была еще сокрыта в Божественной Мысли и в Лоне Божественном [46, станса 2]… Последний Трепет Седьмой Вечности дрожит в Бесконечности. Матерь набухает, распространяясь изнутри наружу, подобно почке Лотоса. Трепет распространяется, касаясь своим стремительным Крылом всей Вселенной и Зародыша, пребывающего во Тьме, Тьме, которая дышит над дремлющими Водами Жизни" [46, станса 3].
Ученые XIX века, придававшие философский смысл второму закону термодинамики, приходили к выводу, что Вселенную ожидает тепловая смерть. А великие физики XX века Шредингер и Ферми считали, что наряду с законом возрастания энтропии в природе действует также закон ее уменьшения, который поддерживает жизнь. С физической точки зрения Пралайи и Манвантары можно рассматривать как периодические кульминации проявлений каждого из этих законов-антиподов в вечно существующей Вселенной.
"Первичный трепет" с физической точки зрения, можно представить как возникающие и исчезающие в различных точках Пространства неоднородности плотности энергии, сгущения и разряжения, порождающие продольные волны. Эти волны, распространяясь сферически во все стороны, возбуждают пульсации в других точках Пространства, наполняя его постепенно возрастающей динамической энергией волн за счет содержащейся в нем потенциальной энергии, подобно тому, как это происходит в накачанном энергией лазере. Таким образом, при переходе от Махапралайи к Махаманвантаре увеличивается наполнение Пространства проявленной (кинетической) энергией, которое достигает кульминации в середине Махаманвантары или несколько позднее.
Махаманвантара слагается из семи периодов, каждый из которых содержит семь циклов, называемых Манвантарами и Пралайями или Днями и Ночами Брамы. В соответствии с "Законами Ману" [47, 26-27, 271], День Брахмы и Ночь Брахмы составляют по 4,32 миллиардов земных лет, вместе - 8,64 миллиарда лет. День и Ночь Брахмы составляют один из 7 витков в каждом из 7 Мировых Периодов [45, 159].
Но только в одном из Мировых Периодов (4-ом, называемом Земным) Вселенная достигает настоящей степени материальности. Сейчас мы пребываем примерно в середине Махаманвантары (в четвертом периоде и чуть далее середины четвертого цикла). Наше время соответствует началу второй половины 4-го витка в 4-ом Мировом Периоде.
В 4-ом Периоде Вселенная проходит следующие этапы: образование темных пылевых облаков - примерно в середине 1-го витка, то есть за 3х8,64=26 миллиардов лет до нашего времени; образование горячих сгустков вещества (солнц) - примерно в середине 2-го витка, то есть 17 миллиардов лет тому назад; образование планет - примерно к концу 3-го витка, то есть 6,5 миллиардов лет назад; начало жизни на физическом плане - в начале 4-го витка, то есть, примерно, 2,2 миллиарда лет назад.
Последние три цифры соответствуют данным современной науки. О предыдущих ей ничего не известно. Подробное описание особенностей этих периодов и циклов, показанных на рис. 63, дано в книге Макса Генделя "Космогоническая концепция" [45].
С точки зрения ведической концепции можно объяснить и красное смещение далеких галактик, и многое, еще не объясненное наукой. Если по современной научной концепции Вселенная была наиболее горячей в начале своего существования, то по ведической - она постепенно "разгорается". В процессе этого должно происходить и возрастание таких мировых констант, как гравитационная постоянная и, по-видимому, некоторых других.
Вселенная кажется нам ограниченной, умещающейся в сфере радиусом в 15 миллиардов лет, в центре которой находимся мы, потому, что вещество, составляющее ее тела, разогрелось до температуры, достаточной для излучения в видимом диапазоне только 15 миллиардов лет назад. Красное смещение спектра света, излучаемого удаленными галактиками, обусловлено не их разлетом, а тем, что мы видим их на более ранних этапах формирования. Видимый свет от тел, расположенных дальше указанного радиуса, еще не успел дойти до нас. Но от них приходит более длинноволновое излучение, которое излучалось веществом на начальных стадиях разогрева. Если же объяснять красное смещение эффектом Доплера, то создается впечатление, что мы находимся в центре Вселенной.
Теперь о заполняющем пространство Абсолюте - первооснове, которую в различных древних учениях называют по-разному (Сат, Единое, Ейн-Соф и др.). Макс Гендель в "Космогонической концепции", которая согласуется с ведической, пишет: "Для эзотерика такая вещь, как пустое или свободное пространство, не существует. Для него Пространство - это Дух в его разреженной форме; в то время как материя - это кристаллизовавшееся Пространство или Дух. Проявление Духа двоично; то, что мы видим как форму, является негативным проявлением Духа - кристаллизованным и инертным. Позитивный полюс Духа проявляется в виде Жизни, пробуждающей негативную Форму к действию; но как Жизнь, так и Форма произошли из Духа, Пространства, Хаоса!" [45, 197].
О том же в несколько ином аспекте, говорит известный шведский ученый и христианский мистик Э.Сведенборг: "Не может ничто получить существования иначе, как только от своего предшествующего и, в конечном итоге, от первого… это предшествующее и в деятельности, и в распространении непрестанно убывает до самого последнего… в последнем, становятся они субстанциями и материями… Те (мыслители), которые сотворение Вселенной и всего в ней не выводят от непрестанных посредств, начиная от первого, не могут не составлять различных несвязных и не соединенных с причинами гипотез, которые, будучи рассматриваемы таким умом, который внутренно вникает в предметы, кажутся не как дом, а как груда развалин" [48, н.303].
Как уже говорилось, физики пытаются создать единую теорию поля, из которой как частные случаи вытекали бы все физические законы. Тем самым они предполагают существование в природе некой всеобщей первоосновы (энергии или поля), из которой вытекают все законы и строится все существующее во Вселенной, но не наделяют эту первооснову разумным творческим началом. Сравнительно недавно появилась новая наука - синергетика, которая стоит на тех же позициях и ищет законы, по которым из хаоса образуется порядок и из мертвой материи живая.
Философско-религиозные учения считают, что первооснова, из которой все строится, не мертва. Она обладает чувствительность, памятью, волей и свободой ее проявления. Она содержит в себе энергию Духа - вечный источник жизни. Материю же рассматривают как примитивную форму существования Духа - замкнутую и инертную. В элементарных частицах, составляющих материю, жизнь Духа выродилась в бесконечное циклическое повторение одних и тех же состояний. Эти формы жизни разобщены, неподвижны и без внешнего воздействия ни на что не способны, "ибо они, как было сказано, составляют конец и пределы атмосфер; так что в них теплота сих последних оканчивается холодом, свет - мраком, а деятельность - бездействием" [48, н.305].
Но самые простые силы гравитации и инерции порождают в их среде некую примитивную, хаотичную жизнь - перемещения и столкновения, результатом которых становится их взаимодействие с частичным раскрытием их замкнутости и объединением в более сложные структуры - атомы и молекулы, которые собираются в туманности, образуют галактики. При этом происходит разогрев вещества, образуются звезды, усиливается взаимодействие атомов и молекул, становятся возможными новые соединения, появляется большое разнообразие химических веществ, пребывающих в различных агрегатных состояниях и вступающих между собой в реакции. Формируются планетарные системы, геологические структуры планет и их атмосферы. Создаются условия для существования простейших, а затем и более сложных материальных живых организмов, в которых энергия Духа может проявить себя более полно, чем в неорганических соединениях. Наиболее же полно в материальном мире сегодня Дух может проявить себя в человеческой форме.
Одной из важных особенностей проявленного мира является его бинарность - каждому качеству соответствует противоположное. В непроявленном мире (в Абсолюте, Сате, Ейн-Софе, Едином, как называют Его в различных религиозных учениях), все объединено и противоречия отсутствуют. В нем противоположности как бы гасят друг друга. Полностью устранить противоречия в проявленном мире, который бинарен, принципиально невозможно.
Проявленный мир бывает неблагополучен из-за наличия в нем соперничества между проявленными качествами. Всевышний Бог, который есть Дух Любви, не препятствует свободному проявлению различных качеств, но направляет их в нужное русло. В силу Любви Он не лишает свободы никакую сущность, даже ту, которая противится Его воле. Ибо, как верно сказала Роза Люксембург: "Под свободой следует всегда понимать свободу для инакомыслящих".
Дух Любви сильнее духа противления, соперничества и вражды, который также присутствует в мире, потому, что Он объединяет, а не разделяет. А дом, разделившийся внутри себя, как говорил Христос,- не устоит. Без деятельности Духа Любви мир превратился бы в ад. Дух Любви созидает гармоничный мир, в котором сотрудничество между различными формами жизни должно заменить соперничество между ними, подобно тому, как сотрудничают между собой различные органы человеческого тела.
Ведическое представление о построении и структуре проявленной Вселенной дается в первой главе Законов Ману (см. Приложение). Существующий мир, в соответствии с ведической концепцией, эволюционирует в процессе циклически повторяющихся периодов активности: Манвантар, или Дней Брахмы и периодов сна: Пралай, или Ночей Брахмы. Во время сна идет незаметная, но очень важная работа по обобщению опыта, накопленного во время бодрствования. Примеры подобного мы можем наблюдать в человеческой жизни. Так, Менделеев долго и напряженно работал над систематизацией химических элементов, а блестяще завершил эту работу, увидев периодическую систему элементов во сне.
Появлению материального мира предшествует появление его прообраза (Свабхават), мира виртуального, созданного силой разума, как это бывает и при человеческом творчестве: вначале возникает замысел, затем делаются расчеты, чертежи, модели, разрабатывается технология и только после этого - материальная реализация замысла.
Сегодня физики пришли к выводу о существовании в так называемом "физическом вакууме" виртуальных частиц, без которых не могут появиться обычные физические частицы. А отсюда недалеко до того, чтобы допустить предсуществование виртуальных прообразов и более сложных объектов (а то и субъектов).
О том, что все начинается с замысла, говорится не только в ведических источниках, но и в Библии. В притче 8 царя Соломона сказано: "Не премудрость ли взывает? И не разум ли возвышает голос свой? …Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда… Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия Земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной".
О том же, еще более определенно говорится в первых стихах Евангелия от Иоанна, особенно если не переводить греческое "Логос" как "слово" а сохранить его в исходном значении - основополагающей идеи устройства мира:
"Вначале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был Бог. Он был у Бога вначале. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его" /Ин. 1:1-5/.