Ребята, если тема была, то простите, не нашла.
Мне ужасно не хватает здесь нашего колокольного звона, я сейчас нашла, послушала, поплакала, вспомнила все счастливые моменты, связанные с ним..Последний раз два года назад в Вильнюсе висела, высунувшись до пояса из окна в воскресенье...слушала церковные колокола
Как много можно вместить в этот звон, в нем столько славянской души, генетической памяти..не знаю чего еще..любви, наверное, тоже.. Протоиерей Серафим Слободской
"ЗАКОН БОЖИЙ"
(фрагменты заключительной главы)
Русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола сделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом.
Разве это не говорящие уста, когда колокол дает нам знать о каждом часе, о течении его, напоминая вместе с тем и о вечности, когда "времени уже не будет" (Апок. 10, 6).
Благовествуя славу имени Христова, раздаваясь днем и ночью, и большею частью с высоты при храмах Божиих, колокольный звон сам собою напоминает нам слова Господа Вседержителя, сказанные через ветхозаветного пророка Исаию: "На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью..., напоминая о Господе" (Ис. 62, 6). Не случайно язычники часто слыша колокольный звон, говорили: "это голос христианского Бога слышен!"...
Звуки одного церковного колокола представляют собою нечто возвышенное, торжественное; а если раздается звон нескольких более или менее согласованных между собою колоколов, то происходит еще более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от духовного усыпления.
Какими скорбными, удручающими, а чаще всего раздражающими тонами отзывается колокольный звон в душе злого нечестивого отступника. Чувство беспокойства, душевного томления вызывается колокольным звоном в душе постоянно грешной.
Между тем, как в душе верующей, ищущей мира с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определять состояние своей души.
Можно привести много примеров из жизни, когда человек, утомившийся в борьбе с житейскими горестями, впавший в отчаяние и уныние, решается посягнуть на свою собственную жизнь. Но, вот, до его слуха достиг церковный звон, и готовящийся стать самоубийцею, содрогается, страшится самого себя, невольно ограждает себя крестным знамением, вспоминает об Отце Небесном, и в душе его возникают новые, добрые чувства, - и погибший было навеки возрождается к жизни. Так, в ударах церковного колокола скрывается дивная сила, глубоко проникающая в сердца человеческие
http://www.zvon.ru/zvon3.view1.html
Сайт звонарей, где много узкой информации по литью и акустике
http://www.zvon.ru/zvon4.view5.html
фрагменты записей колокольного звона
..........................................................................
Видно, вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола.
Только двери в храме заперты.
Кто б там стал трезвонить зря?
Не видать дьячка на паперти
И на вышке звонаря.
Знать, служение воскресное
Не у нас в земном краю:
То звонят чины небесные
По душе моей в раю…
.......................................................................
Христианские богослужения с колокольным звоном – затея итальянская и, по легенде, принадлежит она святому Павлину. Будто бы увидел Св. Павлин во сне полевые цветы – колокольчики, трепетавшие на ветру, услышал благостные звуки... Этот сон так лег ему на душу, что приказал Павлин литейщикам-умельцам повторить форму этих цветов и научить их петь… Легенды не проверяют, им принято верить – или не верить.
О русских мастерах колокольного дела впервые упоминает летопись 988 года. Но только в XV веке в России появились собственные колокололитейные заводы. А в Сибирь это редкое мастерство пришло еще позже. Известно имя иркутского мастера второй половины ХVII века, его звали Иван Колокольник. И уже хорошо известны специалистам работы тюменских заводчиков, купцов Гилева и Кондакова, а также туринского мещанина Котельникова.
У каждого мастера колокола по-своему пели, так, будто в колокол переходила часть его души. Возможно, поэтому колоколам, как людям, давали имена, во время военных действий их брали в плен, наказывали кнутами и вырывали язык…
Замечательна история колокола, имя которому – Углицкий Корноухий. Именно им били в набат по случаю умерщвления царевича Димитрия. Борис Годунов наказал не только людей, за дерзкое поведение колоколу было назначено отсечение уха, и в 1595 году «корноухим» он был сослан в Тобольск. Этот неумирающий ссыльный жив и сейчас. Звук у него резкий и громкий; надпись на нем по краям вырезана, а не вылита; она гласит: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия в 1593 году, прислан из города Углича в Сибирь в ссылку в град Тобольск к церкви Всемилостиваго Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитной».
С древности мастера хранили в секрете рецепты хорошего звона. Принято было перед литьем слух какой-нибудь нелепый распускать, чтоб люди в нелепицу поверили. Тогда колокол получался на славу! Была даже поговорка такая – «колокола льют», что означало – привирают или выдумывают. Впрочем, и сейчас можно услышать слово «заливаешь»! – мы говорим и даже не задумываемся, что слово это связано с древним искусством литья колоколов…
Был такой звон на Руси – во все колокола, о нем еще говорили «во вся тяжкая». Звонили так в особо торжественные дни при кафедральных соборах, монастырях и лаврах. Работа тяжелая, тонкая и совершалась несколькими звонарями: по пять и более человек. Красный звон возвещал Великие Праздники. И красным он назывался, потому что звучал удивительно красиво…
Именно с красным звоном «красные» разделались в первую очередь – он был сначала запрещен, а потом уже и невозможен – в связи с уничтожением больших колоколов…
Большевики писали тогда: «С каждым годом насильнический звон этот становится все тише и тише. Наступило время, когда церковные колокола должны окончательно замолчать по всей земле СССР – безоговорочно уступив место заводским гудкам».
Бесценные реликвии прошлого шли в переплавку. По подсчетам одного из «теоретиков экономического процветания» страны на колокольнях России находилось в то время около 250 тысяч тонн колокольной бронзы (из расчета от 5 до 6 тонн в среднем на каждый храм, которых в стране было 45 тысяч). Какое богатство (!), если годовая потребность в меди составляла 60 тысяч тонн, а добывалось в России только 27 тысяч…
В звонах колоколов есть то, что невозможно анализировать с точки зрения логики, он воспринимается чувствами, ощущается на уровне подсознания… Это наше древнее прошлое и таинственный, уходящий в небеса сигнал…
Испокон веку люди испытывают особые чувства к звону колоколов, верят в их необычайную, чудесную силу. Известно, что звонари не болеют простудными заболеваниями. Считается, что под колоколами проходит любая головная боль...
В ночь перед Рождеством и на Пасху женщинам разрешалось потрогать язык большого колокола или веревку. Верили, что после этого будет легче забеременеть и родить ребенка…
«Бесноватого» клали под благовестник, когда звонили в этот огромный колокол. Говорят, после такого сеанса наступало если не полное исцеление, то хотя бы снимались агрессивность и злоба.
Когда звучит колокольная музыка – лица светлеют. Где бы это ни происходило – у храма или в концертном зале… Даже маленький колокольчик прозвонит – и на душе легче, не случайно и сейчас жива традиция дарить колокольчики на счастье…
Возможно, это генетическая память пробуждает в нас особое чувство в те минуты, когда звонят колокола… Нас не было – они звучали, мы уйдем, они все так же протяжно и величественно будут напоминать людям о вечном…
.........................................
http://www.mybells.ru/statyi.php3?st=ryskol
Прочитав это интервью я вспомнила как любила в детстве игрушки-колокольчики
Отрывок
- Ваша жизнь изменилась, после того как вы стали звонить? - Сейчас, через 11 лет, могу точно сказать: да. До этого я был комсомольцем, а благодаря колоколам пришел к Богу. Я сознательно ждал, когда буду готов к этому по-настоящему, чтобы не получилось: куда все, туда и я. Теперь я уверен в удивительной способности колоколов очищать души. Какое-то время я играл у Елисеевского магазина на перевозной звоннице. Шесть часов вечера, люди, большей частью угрюмые, усталые, после работы идут в магазин. Всего лишь пятнадцать минут колокольной музыки, и лица светлеют. И так везде. Наши предки рождались, жили и умирали под колокольные звоны. Наверное, осталась какая-то генетическая память. Ведь мы слушаем в церкви Псалтырь на церковнославянском, в большинстве случаев не понимая его, и тем не менее происходит чудо очищения души, преображение. И колокольная музыка вызывает такое же явление. Если понимать музыку как соединение нот, то это, безусловно, больше, чем музыка. Есть книга "Путь на Голгофу", ее написал Андрей Гнездилов, он работает в хосписе с неизлечимо больными людьми. Так вот он рассказывает о том, что у людей, которые должны умереть через неделю, месяц, два и знают об этом, возникает тоска смерти. Если боль можно снять медицинскими препаратами, то эта тоска не снимается ничем. Автор рассказывает о том, что нашел средство: он приносил в палату колокола. Каждый больной находил среди них свой, звонил в него, и тоска, хотя бы ненадолго, отпускала.
Колокола изначально не были атрибутами только православной церкви? - Колокольчики были знакомы многим народам до принятия христианства. Жрецы Прозерпины в Древних Афинах звонили в колокольчики при освящении и очищении жертв, во время молитв. В Дельфах - при таинстве Вакха. Звонили при похоронах и звоном прогоняли злых духов и тени умерших из домов. У древних евреев небольшие бубенчики пришивались к одежде первосвященника. Их звуки были символами божьего слова. Только в одежде со "звонцами" первосвященник мог приближаться к Богу, приносить жертвы и молиться за народ. В буддийских храмах колокола подвешивали снаружи и внутри, чтобы очистить пространство храма от злых сил. А вот в мусульманских странах в мечетях колоколов не было и нет. У турок было поверье, что звон колоколов возмущает покой душ, витающих в воздухе. Первое, что сделали турки после взятия Константинополя, - разбили колокола. Славянское язычество сразу приняло церковный колокольный звон. Колокола в сознании народа стали символом грома небесного, который мог и покарать, и помиловать. Свадьбы в России были немыслимы без поддужных колокольчиков и колокольного звона. Считалось, что звон не только создает праздничное настроение, но и дает молодым здоровье, детей и богатство.
.................................................................................................................
Вопрос: Как появилось выражение малиновый звон?
Ответ на этот вопрос мне бы хотелось начать со стихотворения “Городок” Николая Гумилёва (оно было написано им в 1918 году).
Над широкой рекой,
Поясом-мостом перетянутой,
Городок стоит небольшой,
летописцем не раз помянутый.
Знаю, в этом городке –
Человечья жизнь настоящая,
Словно лодочка на реке
к цели неведомой уходящая
.........................
крест над церковью вознесён,
символ власти ясной, Отеческой,
и гудит малиновый звон
речью мудрою человеческой.
..................................................................