Во времена язычества на Имболк взбивали масло со свеженадоенного молока По одной из версий, название праздника Имболк (Imbolc)
происходит от древнеирландского слова mblec — «молоко». Февраль — пик
зимы, когда иссякают запасы пищи и топлива, а удача может перестать
сопутствовать охотникам. В это время тепло, жилище, одежда и пища
особенно нужны. У некоторых народов существовал обычай провести эту
последнюю ночь в гулянии и веселье, а потом в течение определенного
периода предаваться посту и очищению.
Празднуют Имболк не только в Ирландии. В этот день, согласно кельтской
мифологии, Мать Хлеба отдыхала на Земле Духов (Аваллоне или Анноне),
набираясь сил. Еще на Самайне она отдала всю свою жизненную силу Богу, чтобы помочь ему возродиться.
Имболк — праздник выздоровления богини Бригиты (goddess Brighid),
очищения и возрождения Земли. Имболк символизирует растущую фазу Богини,
тогда как противоположный ей в Колесе года Ламмас
— убывающую. В Ламмас Богиня — старуха, в Имболк — она возродившаяся и
обновленная дева. Этот день — могущественный день для любого колдовства.
Именно в Имболк молодые ведьмы и колдуны проходят посвящение. Символ
Имболка — соединение противоположностей.
Во времена язычества на Имболк взбивали масло со свеженадоенного молока,
и в качестве жертвоприношения Богине в ночь на маслобойке оставляли
кусок хлеба с маслом. Имболк был также тесно связан со священным огнем,
который очищает землю и поддерживает плодородие, и пробуждением солнца
от зимнего сна. В этот день совершались обряды прогнозирования и
свадебного гадания.
Имболк был днем очищения. Было принято омываться самим, поливать водой
собак и домашний скот, убирать дом с особой тщательностью, оставлять на
ночь горящей хотя бы одну свечу. В Имболк нельзя ткать, пить пиво,
рукоделие запрещено — прялки убирались в чулан. Нельзя ходить в чужую
деревню и присоединяться к их процессиям.
Традиционная пища Имболка — молочная. Также подаются пряные, мясные блюда с перцем, луком, чесноком. Желательно, чтобы эти блюда (а также напитки) содержали изюм.
В Имболк также жертвовали курицу или цыпленка, которого закапывали рядом
с водой: источником или рекой в жертву. В ночь на Имболк перед домом
выкапывали ямку, куда выливали немного молока. В Имболк гадали на
будущее, на урожай и женихов.
Праздник установлен в память о знаменательном для христиан событии —
встрече (славянск. сретении) в Иерусалимском Храме Младенца Иисуса с
праведным старцем Симеоном.
Сретение в Римско-католической церкви — праздник Очищения Девы Марии,
посвященный воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и
очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после
рождения первенца.
При входе в храм Богородицу встретили святой Симеон, которому сказано
было, что он не умрет, пока не увидит Христа, и старица Анна, обитавшая
при храме. Как предписывал Закон Моисея, родители принесли Младенца
Иисуса в Иерусалимский Храм на 40-й день после рождения для совершения
обряда посвящения.
Евангелист Лука повествует о том, что когда Мария стояла в Храме с
Младенцем Иисусом на руках, к ней подошел старец Симеон, известный в
городе своей мудростью и праведностью. Увидев младенца Иисуса, он взял
его на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по
слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты
уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу
народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32).
В католической церкви праздник Сретения Господня с незапамятного времени
называется Candlemas (Chandeleur). В память о словах праведного
Симеона, назвавшего Иисуса «светом к просвещению язычников», в праздник
Сретения с 11 часов вечера в храмах совершается обряд освящения свечей,
которые затем зажигаются во время богослужения.
Верующие бережно хранят сретенские свечи на протяжении всего года и
зажигают их, когда обращаются с молитвой ко Христу в тяжелые для себя
минуты: во время болезни, семейных неурядиц и других житейских
трудностей.
Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам
христианской Церкви. Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник
до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре
Юстиниане (527—565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от
которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В
544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч
человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых
христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать
торжественнее.
Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и
крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу,
Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне
торжественнее. Таким образом, этот день вошел в число двенадцати особо
торжественных общецерковных празднеств — двунадесятых праздников.
Русская Православная Церковь отмечаетпо новому стилю — 15 февраля
Не бывает грома без молнии Громница — единственный день зимой, когда может приключиться гроза —
можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы зовут этот праздник
«Свjетло».
День посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) — богине молнии и кормления детей.
Громница в разгар зимы напоминает нам о том, что даже среди самых
страшных бедствий может быть лучик света — как яркая молния посреди
лютой зимы. Всегда остается надежда. Славяне чествовали Маланьицу за то,
что она дает им надежду на скорейшую весну.
«Ой Додола-Додолюшка,
Перуница светлая!
Муж твой в походе,
Правь воеводит;
Дива в лесах,
Крышень — в небесах.
Сойди к славянам
Молнией рьяной!
У нас вдоволь хлеба —
Сойди к нам с неба!
У нас вдоволь соли —
Не лиши нас доли!
Сойди громливо,
Сойди счастливо,
Сойди красиво —
Честным людям на диво!
Додола славна,
На надежду дана!».
По погоде на Громницу предсказывали погоду. Какова погода в этот день —
таков и весь февраль. Ясный, солнечный день приводил раннюю весну.
На Громницу капель — в весну раннюю верь, если метель разгуляется — долго будет погода метельная, до конца месяца.
В этот день Православная церковь почитает преподобного Евфимия Великого, а также мучениц Минны, Пинны и Риммы.
Евфимий Великий, или Благодушный, родился в 376 году. Еще
юношей был посвящен в пресвитеры и получил в заведование монастыри
Мелитины. Сам тоже жил в монастыре. В возрасте двадцати девяти лет
вместе со своим другом Феоктистом он удалился от мира и поселился в
пещере, близ Иерусалима, там и возникла потом знаменитая Евфимиева
лавра. В местах, где он обитал, скоро отстраивались обширные монастыри.
Тогда он удалялся дальше, но и там собирались вокруг него толпы
учеников. Последним местом его пребывания была пустыня Зиф, близ
Мертвого моря. Он служил образцом для аскетов и большое влияние оказывал
на народ, которому раздавал хлеб во время голодовок. Он сумел привлечь
много людей к православию. Из его наставлений сохранились немногие,
только из шиси его учеников. Умер в 477 году. Прожил 101 год.
Ефимий или Ефим-Обломи-Сын.
- Если в полдень солнце, то весна будет ранней, а лето дождливым.
- Ветер к сырому году.
- Завизжит метелица — всю неделю прометелится
- На Ефимия метель — вся масленица метельная будет.
- На Ефимия в полдень солнце — ранняя весна.
- Иней в этот день — к осенним ночным заморозкам.
- Родившиеся в этот день — очень неспокойны и ждут удивительных событий. Им следует носить сапфир, яшму.
Видит ли сурок свою тень? День сурка (Groundhog Day) — традиционный народный праздник в Канаде иСШФ, отмечаемый ежегодно 2 февраля.
Считается, что в этот день нужно наблюдать за сурком, вылезающим из
своей норы, и по его поведению можно судить о близости наступления
весны.
Если день пасмурный, сурок не видит своей тени и спокойно покидает нору —
зима скоро закончится, и весна в этот год ожидается ранняя. Если же
день солнечный, сурок видит свою тень и прячется обратно в нору — будет
еще шесть недель зимы. В некоторых городах и поселениях США и Канады в
этот день проводятся фестивали, посвященные местным метеорологическим
суркам, собирающие многочисленных туристов.
История возникновения праздника уходит корнями в очень давние времена,
когда 2 февраля по Григорианскому календарю христианами Европы стало
отмечаться Сретение Господне.
Уже тогда погоду именно в этот день считали ответственной за характер
приближающегося начала долгожданной весны. В Северной Америке до сих пор
популярна старая шотландская поговорка: If Candlemas Day is bright and
clear, there'll be two winters in the year (Если в день Сретения ясно и
безоблачно — быть двум зимам в году).
Традиция людей перекладывать ответственность за долгосрочные прогнозы
погоды на «братьев наших меньших» начиналась еще в Древнем Риме, где 2
февраля ежегодно отмечался День ежа. Метеорологический прогноз в
этот день строился по поведению разбуженного ежа, который видел или не
видел свою тень. Жители Западной Европы сохраняли эту традицию и в более
поздние периоды, а переселенцы из их числа в Северную Америку в свое
время наряду с другими традициями захватили с собой и ее. По ту сторону
океана, где ежи не водились, роль ответственного метеоролога перешла к
сурку.
В наши дни насчитывается семь наиболее известных в мире сурков-метеорологов:
Панкссатонейский Фил (Punxsutawney Phil), Уайртонский Вилли (Wiarton
Willie), Чак из Стейтен-Айлендского зоопарка (Staten Island Chuck),
Шубинакадский Сэм (Shubenacadie Sam), Бальзакский Билли (Balzac Billy),
Сурок Джимми (Jimmy the Groundhog) и Генерал Беарегард Ли (General
Beauregard Lee).
Сурок, живущий на Индюшачьей Горке местечка Панксутони, в горах
Пенсильвании (США), — самый первый официальный сурок-метеоролог. Вот уже
более ста двадцати лет, начиная с 1886 года, люди следят за прогнозами
пенсильванского сурка. В честь этого события в штате проводится
ежегодный фестиваль, ставший всемирно известным после выхода фильма
«День сурка», звездой которого явился сурок по кличке Фил — самый
знаменитый «грызун-синоптик» в Америке.
|