§ 1 Основные понятия сознания.
Качественной особенностью человеческой психики выступает наличие
сознания, являющегося своего рода вершиной психического отражения.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что наличие
сознания позволяет человеку находить, выделять, систематизировать объективные,
устойчивые свойства мира.
Обратившись к разным источникам, мы можем взглянуть на ключевой и на
сегодняшний день едва ли не самый многозначный термин психологии и многих
других наук с разных точек зрения.
Психология изучает происхождение, структуру
и функционирование сознания. Вот какое определение дает "Психологический
словарь":
"Сознание – высшая психическая форма
активного воспроизведения бытия в чувственных и умственных образах. Оно
представляет собой совокупность психических процессов, позволяющих человеку
ориентироваться в окружающем мире, времени и собственной личности."[8]
До сих пор не удалось ответить на вопрос об
источнике сознания, как и почему оно возникло. З. Фрейд в ряде статей уподоблял
сознание органу чувств, способному воспринимать внутренние, т.е. душевные,
психические события и отличать их от внешних восприятий. Он так же считал, что
сознание может быть обращено как к окружающему миру, так и к внутренней
психической деятельности.
По мнению К.Г. Юнга, наше сознание не
создает само себя, а поднимается из известной нам глубины. Оно постепенно
пробуждается в ребенке, а затем каждое утро пробуждается из глубин сна, из
бессознательного состояния. Оно подобно ребенку, который ежедневно рождается из
материнской первопричины – бессознательного. [10]
Сознание одно из фундаментальных понятий
философии. Философский словарь трактует его так:
"Понятие сознания характеризует
важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование сознания
обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях,
отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать
планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде,
регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические
отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и
творчески преобразовывать условия своего существования. Сознание представляет
собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые
непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут
стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего
субъекта, ни других людей." [11]
В истории философии можно выделить различные
традиции анализа сознания. Классическая традиция, истоки которой уходят в
античность, направляла теоретический поиск на выявление единых,
сверхчувственных принципов и начал бытия, макрокосма (универсума) и микрокосма
(человека). Таким началом в древнегреческой философии выступал логос (слово,
закон, сущность всех вещей), в древнекитайской философии дао (путь, закон), в
древнеиндиийской философии — брахман (безличное духовное начало). Ценность
человеческого разума, сознания определялась степенью приобщенности его к этому
единому принципу и началу миропорядка. При этом на первых этапах развития
философской мысли доминировало синкретичное представление о душе и теле,
психическом и физическом, чувствах и разуме. Душа рассматривалась как безличное
начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности.
Сознание в физиологии это способность
адекватно отражать явления действительности, используя мыслительную
деятельность для адекватного поведения.
Энциклопедия эзотеризма говорит же о
сознании как о том, чем мы действительно являемся; том, что осознает и разум, и
тело. Человек осознает свое тело и способен чувствовать и видеть его предельно
ясно. Также, он осознает свой разум и его деятельность. Таким образом, согласно
философии йоги, наше сознание нельзя смешивать ни с разумом, ни с телом. В
таком контексте сознание есть знание, которое не подразумевает и не требует
чего-то или кого-то, кто знает. [12]
§
2 Структура человеческой психики: подсознание, сознание, сверхсознание.
Одним из крупных достижений современной
психологии является создание модели внутреннего мира человека. Согласно этой
модели психику человека можно представить как результат взаимодействия трех
составляющих: сверхсознания (надсознание), подсознания и сознания.
Сознание представляется как знание, которое
может быть как-то передано другим. К сфере подсознания относится все то, что
когда-то было осознаваемым или может стать осознаваемым при определенных
условиях. Например, хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные
социальные нормы, мотивационные конфликты и т.д. Так же к подсознанию относятся
и проявления интуиции, не связанные с порождением новой информации, а
основанные лишь на использовании ранее накопленного опыта. Подсознание
формируется на основе имитации поведения. Поэтому пример взрослых и сверстников,
непосредственно воздействующих на подсознание ребенка, минуя сознание,
оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Подсознание как бы
защищает сознание от лишней работы и соответствующих психических перегрузок.
Природа разгрузила мозг, освободила сознание от черновой работы. Наш мозг несет
в себе напластования миллионов лет биологической эволюции и тысячелетий
общественного развития в виде генетической и "социальной
наследственности". Далеко не все это представляют ценность для современного
человека и заслуживают передачи современникам. Поэтому эти явления чаще
обнаруживаются в случаях патологии, болезненных расстройств деятельности мозга.
Вторую группу неосознаваемых форм
деятельности мозга составляют механизмы творчества, формирования гипотез,
догадок, предположений.
Сверхсознание это высшие и наиболее сложные
механизмы творчества. Деятельность сверхсознания (творческой интуиции)
проявляется в виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются
сознанием и волей. Затем сознание отбирает нужную гипотезу путем их логического
анализа. Тренировка и развитие сверхсознания в наибольшей степени происходит в
детской игре. Детская игра мотивируется только потребностями познания и
приобретения знаний, умений и навыков, которые понадобится в дальнейшем. Эти
потребности питают деятельность детского сверхсознания, делая каждого ребенка
фантазером, первооткрывателем и творцом. Недаром подлинно великие умы
характеризуются сохранением отдельных черт детскости.
§ 3 Характеристики и классификация ИСС.
Измененное состояние — особое состояние
сознания, существенно отличающееся от того его состояния, которое считается для
человека нормальным. Более или менее глубоким изменениям могут быть подвергнуты
все или почти все аспекты нормального сознания, например типичный для него
чувственный образ "Я" как совокупность обычных ощущений собственного
тела вместе с границами тела и его схемой. Может неадекватно измениться
"Я-концепция" личности, обычный образ воспринимаемого мира, соотношение
мира воспринимаемого и представляемого, ориентировка во времени и пространстве,
способность дать самоотчет в происходящем, осуществлять самоконтроль и
саморегуляцию поведения. Измененные состояния сознания возникают при
воздействии на личность человека, пребывающего в обычном состоянии сознания,
различных факторов: стрессовых, аффектогенных ситуаций; сенсорной депривации
или длительной изоляции; интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации
на фоне высокой температуры и др.); гипервентиляции легких или, напротив, длительной
задержки дыхания; острых невротических и психотических заболеваний;
когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм
категоризации (например, необычное поведение наставника в чань-буддизме,
применение коанов, т. е. парадоксальных изречений, используемых буддизмом),
парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и
приобретающих осмысленность для субъекта лишь в «логике И.С.»; в гипнозе и
медитации и др. [3],[4]
В литературе ИС определяется как психическое
состояние, вызванное тем или иным физиологическим, психологическим или
фармакологическим агентом, субъективно описываемое индивидом в терминах
внутреннего опыта и при объективном наблюдении за ним характеризуемое как
отклонение от определенной нормы функционирования психики.
О психопатологии можно говорить лишь тогда,
когда эти состояния не контролируются личностью, являются стойкими и не
исчезают без специального терапевтического воздействия. Во многих случаях
состояния И.С. являются кратковременными и бесследно исчезают вместе с
исчезновением вызвавшего их фактора. Более того, известны различные способы,
позволяющие сознательно, нацеленно вызывать те или иные состояния И.С. (йога,
аутогенная тренировка, метод С.Грофа, основанный на применении гипервентиляции
в сочетании с определенным музыкальным воздействием). Обретенный в состояниях
И.С., интеллектуальный опыт может быть столь уникален, что оказывает на
личность и ее последующую жизнь сильнейшее воздействие, например, пророческие
сны. Диапазон эмоций, переживаемых во время И.С., огромен — от ужаса до
экстаза. По этой причине известные способы вызывания И.С. нередко пытаются
сделать источником новых творческих способностей личности. Бесспорно то, что
И.С. — сфера, почти не изученная и загадочная. По мнению некоторых
исследователей (С.Гроф), накопленные в процессе изучения И.С. факты часто
совершенно необъяснимы с позиций устоявшихся представлений о сознании личности,
формах ее взаимодействия с миром и могут со временем привести к их радикальным
изменениям. [1]
Основные признаки ИСС:
(Свойства характерные для большинства
состояний)
Изменения в мышлении. Это нарушения
концентрации внимания, памяти и суждений. Человек практически на способен
мыслить, искажается восприятие реальности. Происходит стирание различий между
причиной и следствием, сильно выражена двойственность переживаний.
Нарушение чувства времен. Чувство времени и
восприятие хронологии событий сильно меняются. Это выражается в виде чувства
безвременья, остановки, ускорения или замедления времени и т.д. Время также
может восприниматься как бесконечное или не поддающееся измерению.
Потеря контроля. Человек, входя или пребывая
в ИСС, обычно ощущает страх перед утратой власти над действительностью и
самоконтроля. Во время фазы индукции он может активно сопротивляться ощущению
ИСС (например, во время сна, гипноза, анестезии), тогда как в других состояниях
он может фактически приветствовать ослабление воли и полностью отдаться
экспериментированию (например, при употреблении наркотиков, алкоголя, ЛСД, во
время мистического переживания).
Изменения в эмоциональном выражении.
Происходят внезапные, неожиданные вспышки более примитивных и интенсивных, чем
в нормальном состоянии, эмоций. Возникают крайние эмоциональные состояния - от
экстаза до глубокого страха и депрессии. Также человек может отдалиться,
отстраниться или испытывать интенсивные переживания, никак не проявляя их.
Чувство юмора тоже снижается.
Изменение образа тела. При ИСС у людей
распространена склонность испытывать разделения тела и души, потери
самоосознания или размывание границ между собой и другими, миром или вселенной.
Также может не только показаться, что разные части тела увеличились,
уменьшились, потеряли вес, потяжелели, отделились от тела, приняли необычный
или смешной вид, но и появиться спонтанное ощущение головокружения, неясности
зрения, оцепенения, потери чувствительности и ощущения покалывания тела.
Искажения восприятия. Содержание этих
перцептивных отклонений обусловливается культурными, групповыми, индивидуальными
или нейрофизиологическими факторами и представляет либо скрытые желания и
фантазии, выражение базовых страхов или конфликтов, либо простые явления
незначительной важности, такие как галлюцинации света, цвета, геометрических
форм или очертаний.
Изменения смысла или значения. Иногда,
кажется, будто человек испытывает что-то вроде опыта "эврика", во
время которого часто возникают чувства абсолютного понимания, озарения и
инсайта. Стоит подчёркнуть, что это чувство повышенного значения, которое является
в первую очередь эмоциональным переживанием, имеет мало отношения к объективной
"правде" содержания этого опыта.
Чувство невыразимости. Чаще всего из-за
уникальности субъективного переживания, связанного с ИСС (например,
эстетического, творческого, мистического состояний), люди говорят, что
бессмысленно или невозможно передать природу или сущность опыта тому, кто не
испытывал подобных переживаний.
Чувства возрождения. Многие, выйдя из
некоторых состояний глубокого изменения сознания (например, после психоделического
опыта, гипноза, религиозных обращений, приступов спиритической одержимости и
даже после некоторых случаев глубокого сна), заявляют о переживании нового
чувства надежды, возрождения или перерождения.
Гипервнушаемость. Ослабление способностей
человека к проверке реальности или различению субъективной и объективной
реальностей. При этом, стремясь компенсировать свои ослабленные критические
способности, человек сильнее доверяет внушениям гипнотизера, шамана, лидера,
оратора, религиозного целителя или доктора, которые представляются ему
всемогущими, авторитетными фигурами. [5]
Наиболее ранней формой развития в
человеческой культуре сознательного применения ИСС с различными целями является
шаманизм. В этнографии описаны измененные состояния, известные под названиями
«шаманская болезнь», «шаманский транс», состояния коллективного транса,
например в процессе проведения шаманского обряда камлания и т. д. В дальнейшем
ИСС и приемы их наведения нашли свое место как в различных религиях, так и в
«народной» культуре: в знахарстве, гаданиях, деревенской магии, карнавалах и
др. Привлечение внимания науки к феноменам ИСС и способам их регуляции
связывается с эпохой месмеризма, когда Ф. А. Месмером (1733—1815) были заложены
основы гипноза и начато его активное терапевтическое использование.
Классификация ИСС
Трансовые состояния
Это суженные состояния сознания, достигаемые
различными способами. Трансовые состояния сознания можно представить как особую
отрешенность сознания, вызываемую произвольно (при аутогенных тренировках, с
помощью разнообразных ритуалов (мистерии, религиозные обряды), сеансах
самовнушения и гипнотическим воздействием, медитациях) или возникающую
спонтанно при "застревании”, сосредоточении внимания на объектах интроспекции
(самонаблюдения) или качествах восприятия внешних предметов. [4]
В трансовом состоянии происходит сужение
сознания, особенно заметное при фиксации на каком-либо ощущении, образе, т.е.
ограничении круга воспроизводимых ситуаций, перераспределение внимания и спад
функций планирования; усиление репродуктивной активности сознания, могут
возникать яркие зрительные образы прошлого, и проявляется повышенная
способность к фантазированию, усиливается тенденция к устойчивому искажению
реальности. Выйдя из транса, человек может испытать состояние, подобное
постгипнотической амнезии, т.е. он не будет помнить тех команд, которые могли
внушаться ему. Кроме того, могут наблюдаться вегетативные расстройства,
проявляющиеся через головокружение, легкое расстройство координации и т.д.
Медитация - (лат. meditatio – размышление) —
измененное состояние сознания, которое может вызываться различными причинами,
как внешними (прием наркотиков, нарушение обмена веществ, гипоксия,
гипогликемия), так и внутренними (сенсорная депривация, специальными
упражнениями). При этом поступление сигналов через телесную организацию
индивида блокируется или направленно сужается, и сознание освобождается от
мыслей, образов и чувств, которые связаны с внешним миром. Происходит
расширение сознания до „космического". Лежит в основе многих
психотерапевтических методик, в частности, в основе аналитической психологии,
аутогенной тренировки, имажинативной психотерапии. Освоение эффективного
сочетания согласованной работы сознания и бессознательного, является очень
важным и очень тонким моментом в практиках медитации и осознанного сновидения.
Обычно сознание задает тему или исходное представление и затем занимает позицию
"наблюдателя". Всю дальнейшую работу воображения выполняет
бессознательное, а "наблюдатель" лишь воспринимает информацию. С
информационной точки зрения процесс входа в медитацию есть процесс отключения
сенсорных систем и внутренней речи, являющимися источниками шума относительно
сигнала, идущего от объекта концентрации или к нему.
Гипноз — это состояние суженного сознания,
вызванное действием врача и характеризующееся прежде всего повышенной
внушаемостью и управляемостью.
Гипноз у человека и животных вызывается и
развивается в тех же условиях и по тем же законам, что и нормальный сон. Гипноз
и сон имеют одну природу - торможение коры больших полушарий головного мозга и
представляет собою не что иное, как подавление личной сферы (эго). Оживление
следов по внушению здесь может достигать яркости галлюцинаторных образов. В
настоящее время вообще нет удовлетворительной классификации гипноза. И возможно
правильнее всего ради практических целей различать пока малый гипноз, средний
гипноз и глубокий гипноз. При малом гипнозе глаза закрыты, но они могут быть
открываемы по произволу, хотя обыкновенно и с некоторыми усилиями. Подчинение
воле исследователя имеется, но оно не настолько значительно, чтобы
гипнотизируемый не мог бороться с внушениями. При этом большая часть сделанных
внушений припоминается при пробуждении от гипноза.[4]
При средней степени гипноза или так
называемом очаровании (гипотаксии), гипнотизируемый уже не может выйти сам из
гипноза, он подчиняется внушениям по крайней мере в такой мере, в какой они не
расходятся с его основными нравственными воззрениями. При этом во время гипноза
он ориентируется в отношении окружающих и по пробуждении в большинстве случаев
мало помнит о сделанных внушениях.
Наконец, глубокий гипноз характеризуется
более или менее полным подчинением личности, осуществлением самых разнообразных
внушений по выходе из гипноза и, наконец, нередко особым отношением к
гипнотизатору со стороны спящего; при этом обыкновенно ни одно из внушений не
помнится загипнотизированным по выходе из гипноза, если, конечно, не сделано
специального внушения помнить все и вне гипноза. [4],[5]
Расширенные состояния сознания (РСС).
Это особое психологическое и
психофизиологическое состояние, по характеристикам не похожее на сон,
патологические нарушения сознания, нарушения сознания при приеме алкоголя,
наркотиков и психоделических препаратов.
Холотропные состояния сознания (ХСС). ХСС -
термин, введенный С. Грофом для выделения в особую группу глубоких изменений в
сознании, граничащих с множеством патологических состояний. Холотропные
состояния характеризуются особыми трансформациями сознания, связанными с
изменениями во всех сферах восприятия, с сильными и необычными эмоциями, а
также с глубокими переменами в мыслительных процессах. Нередко они
сопровождаются множеством сильных психосоматических проявлений и неординарным
поведением. В сознании происходят чрезвычайно глубокие качественные изменения,
но в отличие от бредовых состояний в нем не наблюдается грубых нарушений. В
холотропных состояниях человек как бы одновременно присутствуем в двух разных
реальностях. Холотропные состояния можно разделить на две группы: перинатальные
переживания и трансперсональные переживания. [1],[6],[4]
• Перинатальные переживания. Перинатальные
переживания — это хранилище сильных физических и эмоциональных ощущений,
связанных с травмой рождения, таких, как невероятные физические боли в разных
частях тела, ощущения удушья, переживание сильной тревоги, безнадежности и
ярости. Мы имеем возможность переживать в ярких подробностях все стадии своего
биологического рождения, воспоминания пренатальной жизни.
• Трансперсональные переживания. Переживание
выхода за пределы обычных для человека границ тела и эго. Трансперсональные
переживания необычайно расширяют ощущение персонального тождества, включая в
него элементы внешнего мира и других измерений реальности. Большую группу
трансперсональных феноменов можно описать на языке того, что швейцарский
психиатр К. Г. Юнг называл коллективным бессознательным. Трансперсональные
переживания могут вывести нас к эпизодам из жизни близких и далеких предков. Мы
можем испытать полное сознательное отождествление с другими людьми, группами
людей, животными, растениями и даже с неорганическими объектами и процессами.
Выделяют три области, важные для достижения таких переживаний:[10]
—
личностные условия, способствующие или препятствующие „погружению", к которым
относятся положительные или отрицательные аффекты, агрессивность, способность к
самопогружению, уровень социальной включенности;
—
операциональные условия, к которым могут относиться стрессы, эмоциональные
шоки, особые действия, направленные на самопогружение;
—
феноменологические процессы, которые характеризуются особыми формами
переживаний. [10]
Остальной текст материала - во вложении
http://forgottenwood.mybb.ru/viewtopic.php?id=24 |