Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.
Когда икону переносили — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение» |
Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
Преподобный Роман Сладкопевец.
Церковный поэт-гимнотворец, создатель богослужебного жанра "кондаков" преподобный Роман, прозванный «Сладкопевцем», был по происхождению греком и родился в середине V столетия в сирийском городе Емесе.Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте.В царствование византийского императора Анастасия Дикора (491–518) святой переселился в Константинополь, где служил при храме во имя Богородицы в Кирах. Он проводил жизнь в посте и молитве, утруждая свое тело многочисленными подвигами и всенощными бодрствованиями. Вскоре святой Роман был поставлен пономарем в храме Святой Софии. Преподобный не имел дара пения и чтения, но вел добродетельную жизнь. Видя особое прилежание святого Романа к церковному послушанию, к нему благоволил Патриарх Евфимий (490–504), что вызывало зависть у других клириков.
Однажды в навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал сам император Анастасий, клирики заставили святого Романа читать и петь вместе с ними. Осмеянный ими Роман не ушел из храма после окончания службы, а пал перед иконой Пресвятой Богородицы, долго плакал и молился.Пробуждение в святом Романе поэтического таланта житие описывает как внезапный и чудесный дар Богородицы, которая явилась ему ночью в сонном видении. Она подала святому Роману свиток и повелела его съесть. Так преподобный получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений.На всенощном бдении в день праздника Рождества Христова преподобный взошел на амвон и пропел свой первый кондак (жанр церковной византийской гимнографии): «Дева днесь Пресущественнаго рождает…».
Император и патриарх благодарили святого Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор святой Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.Святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев.Скончался Роман Сладкопевец (согласно новооткрытому житию) в 556 годув Авасском монастыре под Константинополем.Преподобный Роман стал новатором, создавшим Новые поэтические приемы, которые оказали влияние на всю византийскую и европейскую поэзию. Он довел до совершенства форму стихотворной проповеди со строфическим членением и рефреном, часто с элементами драматизации.В греческом подлиннике гимны Романа Сладкопевца имели особый стихотворный размер, называемый тоническим.Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов, из которых сохранилось лишь около 80. Большая часть из них посвящена библейским темам.В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты.Некоторые кондаки были усвоены церковным обиходом в славянских странах, в том числе на Руси.Немецкий византинист Крумбахер, издавший полное собрание гимнов Сладкопевца, признает, что по поэтическому дарованию, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка он превосходит всех других греческих песнопевцев.Православная церковь причислила Романа Сладкопевца к лику святых.
.Традиции и приметы
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ. .
- Романов день. Роман Чудотворец.
- По тучам да по звездам гадают о будущей погоде.
- Если на заре лицом к северному ветру встать, то сметет он с тебя все надсады, все тяготы.
- Ко дню Романа рыбы должны схорониться в зимовальных ямах и омутах, приготовиться к зимовке, зато идут на нерест налим, сиг и ряпушка.
- Роману народ молится о разрешении бесплодия и бесчадия.
- У лосей отпадают старые рога.
- Родившимся в этот день следует носить аметист, лазурит. 18° Стрельца - опасность попасть в психиатрическую лечебницу и смерти от огня.
Именины
Всеволод, Григорий, Роман, Яков, Мария, Юлия.
.