Индуизм
Бог Ганеш Чатурти. (дата для 2010 года)
День рождения Бога мудрости и изобилия Ганеша Чатурти (Ganesh
Chaturthi / Vinayaka Chaturthi) с туловищем человека и головой слона —
устранителя препятствий, сына Шивы и его супруги Парвати — отмечается в
месяце Бхадра (август—сентябрь).
Ганеш является одним из самых почитаемых богов индуистского пантеона. Любые начинания сопровождаются молитвой Ганешу:
«Ом Ганешая намах».
Праздник Ганеша Чатурти символизирует собой хорошее предзнаменование.
В этот день совершают поклонение Ганешу, приносят ему фрукты,
молоко, цветы и сладости, перед изображением Бога разбивают кокосовые
орехи. В некоторых районах страны (например, в Махараштре,
Тамилнаду) к этому дню из сырой глины создают новые изображения Ганеша.
После молитв, подношений и краткой церемонии прощания старые
изображения погружают в воду рек, озер и других водоемов.
Рождение Ганеша Чатурти отмечается по всей стране. Особенно
пышно и радостно он празднуется в штате Махараштра. Праздник также
символизирует наступление череды праздников, посвященных другим
индуистским божествам..
Зороастризм.
Праздник Кшарта — Варью
Огонь для зороастрийцев — символ чистоты творения и символ их религии.
За гаханбаром следует праздник Кшарта — Варьи (Шахревара).
Это происходит 10—11 сентября при прохождении Солнца по 18 градусу Девы. Идея такая— чествуют воинов, кузнецов, каменщиков. Положено работать с металлами.
Устраивают ордалии: отливают из расплавленного олова бляшки прямо на
груди у участников состязания. И если мужчина по-настоящему силен (то
есть, обладает мощным и управляемым эфирным телом), то это не нанесет
ему никакого вреда, ожога не будет.
По ритуалу положена грубая пища — в том числе, лук, чеснок.
Зажигают 14 огней.
Юлианский календарь.
Эфиопы разводят костры из эвкалипта или ели
В настоящее время Эфиопия является едва ли не
единственным государством в мире, где до сих пор пользуются юлианским
календарем не только в церковной, но и в светской жизни. Эфиопский
календарь отстает от привычного нам на семь лет и восемь месяцев.
Сегодня в Эфиопии — Новый год (New Year's Day in the Ethiopian Orthodox
Calendars).
В переводе с эфиопского Энктутаташ означает «День подношения драгоценностей».
По преданию, дата наступления нового года была утверждена еще царицей
Савской. После ее возвращения от царя Соломона из Иерусалима
восторженные подданные встретили ее подношением драгоценных камней.
Возвращение царицы стало началом новой эры для Эфиопии, императоры
которой вели свой род от царя Соломона и царицы Савской.
|
Эфиопская фреска. Царица Савская скачет в Иерусалим |
Крупнейшие
торжества по случаю Нового года проходят в церкви 14-го века — Костеле
Йоханнес (святого Иоанна) в городе Гайнт в штате Гондар. В течение трех
дней красочная процессия готовится встречать Новый год, священники
читают псалмы, проповеди, молитвы и гимны. Также широко празднуется
Энкутаташ неподалеку от Аддис-Абебы, в церкви Рагуаль на горе Энтото.
По традиции, отмечать праздник начинают еще вечером
10 сентября.
Эфиопы разводят костры из эвкалипта или ели. Самый большой костер из
деревьев длиной около 6 метров сооружают на главной площади
Аддис-Абебы, и король (губернатор или Президент) под аплодисменты и
улюлюканье толпы поджигает этот костер факелом.
|
Дети готовятся встречать Энкутаташ |
Огонь — это знак тепла.
Все с надеждой смотрят на пламя, радуются и веселятся. Оплотом костра
служит мощное дерево. Собравшиеся на площади наблюдают за тем, куда
упадет обгоревшая вершина дерева. Существует поверье, что она укажет ту
сторону, где в предстоящем году будет большой урожай. Люди считают это
знаком Бога.
Рано утром люди, одетые в национальные одежды, идут в церковь. После
церкви они отправляются по домам, чтобы на семейной трапезе отведать
инжеры (белый плоский хлеб) и
уат (тушеное мясо).
Но Энкутаташ не только религиозный праздник. Он знаменует также и конец
сезона сильных проливных дождей и приход весны. В этот день дети
наряжаются в красочные одежды, плетут из цветов венки и раздают их.
Девочки ходят по домам и поют в ожидании денежного вознаграждения, а
мальчики продают картины, которые они сами нарисовали.
Вечером идут навестить друзей и родственников и выпить
теллы
(традиционное эфиопское пиво). Пока взрослые заняты обсуждением их
надежд на будущий год, дети идут тратить заработанные деньги. С
недавнего времени для зажиточных граждан стало обычным посылать друг
другу поздравительные открытки, вместо традиционного букета цветов.
.
Соломея с головой Иоанна Крестителя (М. Караваджо)
Праздник посвящен воспоминанию события, описанного евангелистами Матфеем (Мф. 14:1-12) и Марком (Мк. 6:14-29).
Как повествуют Евангелия, Иоанн Креститель был арестован за
обличительные речи против правителя Галилеи Ирода Антипы и обезглавлен
по наущению Иродиады, жены Ирода.
Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли
в самарийском городе Севастии, там, где совершилось злодеяние. После
убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое
время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса
Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).
Отмечать день мученической кончины Иоанна Крестителя начали его ученики.
В 362 году по приказу императора Юлиана Отступника язычники вскрыли
могилу Иоанна Крестителя и сожгли его останки, однако, христианам
удалось приобрести часть этих останков и переправить их в Александрию,
где они хранятся и по сей день как величайшая святыня.
В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью
установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о
насильственной смерти великого Пророка.
В этот же день, по причине сходства со смертью пророка, принято поминать воинов, убитых на войне.
Традиции и приметы Это очень почитаемый в народе праздник. Строгий постный день. Нельзя
употреблять в пищу ничего, напоминающего голову. Не едят скоромное.
Грех брать в руки нож. На Предтечу не рубят капусты, не срывают мак, не
копают картофель, не рвут яблоки. Не берут в руки кесаря, топора,
заступа. «В этот день круглого не едят, щей не варят», так как кочан
напоминает голову. Не поют, не пляшут.
День завершает лето. «Иван Постный пришел, лето красное увел». «С
Постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана». «Иван Полетовщик
доводит красное лето».
«Иван Постный - осени отец крестный». Если с Ивана Постного журавли
потянули на юг, то осень будет короткая, а зима - ранняя». «Иван
Предтеча гонит птицу за море далече». «Иванов день гонит птицу за море».
В народе Иоанн Предтеча считается целителем от глазных болезней. Репный праздник - с Ивана Постного начинают убирать репу.
Созревает черноплодная рябина - арония. Обильно поливают ягодники, опрыскивают раствором кальцинированной соды.