Отмечаемый в ночь на 1 мая
праздник Бельтайн (Beltane или Beltaine) был одним из двух самых важных
праздников кельтского календарного года, который делился на два равных
периода, открывавшихся большими праздниками — Самайном (Samhain) 1 ноября и Бельтайном (Бельтэйн) — 1 мая. Эти даты были связаны с важнейшими
вехами скотоводческого календаря — выгоном скота на летние пастбища в
первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период — к 1
ноября.
С древности обряды, приуроченные к этим двум праздничным дням, имели
большое сходство между собой, так как по существу смысловое значение их
совпадало: обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие
своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния — скот и
посевы. Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Бельтайн было
разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи
селения высоких холмов.
По своему происхождению этот обряд, судя по отдельным сохранившимся
фрагментам и по описанию его в исторических источниках, связан с культом
солнца, составлявшим важную часть языческих верований древних кельтов.
Вот как описывался этот ритуал в средневековых источниках: в течении
нескольких дней перед 1 мая жители общины собирали топливо для костров
Бельтайна. Только определенные породы деревьев можно было класть в
такой, считавшийся священным, огонь. На вершине горы приготовляли место и
топливо для двух костров, а вокруг обоих костров рыли круглый ров,
достаточно просторный, чтобы вместить всех собравшихся.
В канун Бельтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета
жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня
перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды,
облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места,
все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток
начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра
(путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева).
Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный
гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три
раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между
кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих
земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в
очаге.
Цель церемоний с огнем была двоякая: более древняя — умилостивление и
почитание сил природы, и прежде всего бога солнца, направленное на то,
чтобы сохранить невредимыми стада, получить хороший приплод скота,
урожай на полях. На Шетландских островах белтанские костры горели обычно
три дня, и в эти дни ранним утром каждый житель селения должен был
приветствовать солнце, сказав ему: «Доброе утро!»
Жива — славянская богиня весны
Первого мая, заполночь начинается весенний славянский праздник —
Живин день. Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает
«дающая жизнь») — богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна.
Дочь Лады, супруги Дажьбога. Богиня Весны и Жизни во всех ее
проявлениях. Она — подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое
собственно живым.
Жива — богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых
зеленых побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жен. При
христианстве культ богини Живы был заменен культом Параскевы Пятницы
В Живин день женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг
костра, очищая место от нечисти. Таким образом они прославляют Живу,
которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через
Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы:
Кто прыгнет высоко
У того смерть далеко.
Здесь же затеваются веселые игрища и ведутся хороводы вокруг костра:
Коло яри светом зарим
Мару борем, благодарим
Ярило, Ярило, яви свою силу!
Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в
Явь. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают
живых птиц из клеток на волю, призывая весну:
Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела
Много хлебушка поела!
Вы летите и несите
Весну красную, лето жаркое!
Весь наступающий день первого травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.
Тысячи паломников пересекают пустыню, чтобы поклониться образу Девы Марии.Сантуарио-де-ла-Вирхен-де Чапи (святилище Девы Марии Чапи) находится в
40 километрах от Арекипа (Arequipa). Оно является центром паломничества
для многих католиков, которые идут сюда из всех точек Перу, Чили и даже
Аргентины. Каждый год тысячи паломников пересекают пустыню, чтобы
поклониться образу Девы Марии, сегодня известной как Вирхен-де Чапи
(Virgen de Chapi).
В 1790 году священник Хуан де Диос Хосе Тамайо пытался заменить статую
небольшими изображениями Девы Марии, но потерпел неудачу, так как статуя
вдруг стала слишком тяжелой для перемещения.
Новости об этом чуде распространились, как лесной пожар, и сегодня
верующие проходят около 45 километров, чтобы достичь заброшенного места
на 2420 метров выше уровня моря.
Перед первой остановкой паломники собирают камни разных размеров,
которые они оставят на Трес Крусес у дороги, как символ усталости и
грехов. Считается, что оставляя камни, человек оставляет и свои грехи.
То же самое происходит на Альто де Хорнилья, а затем на Сиете Толдот, в
15 километрах от места, где мерцает бесчисленное количество свечей в
ночи.
В этот день Православная церковь почитает святителя Косьму
Исповедника, епископа Халкедонского, выступавшего против иконоборчества.
Зацвела фиалка — сей морковь и петрушку.
Без дождя не сей. Сей в ненастье, а убирай в вёдро.
Пришел Кузьма — заглянул в погреба, лопату взял — у избы зелень вскопал.
Родившиеся в этот день хорошие огородники. Им следует носить черный агат.
.