23 сентября 2009 года в 01час:18минут по Московскому времени, Солнце в очередной раз пересечет небесный экватор и перейдет из северного полушария небесной сферы в южное и наступит день осеннего равноденствия. Мабон (Ман Фовэрь, Ман Фоуэр), Осеннее Равноденствие, Середина Осени Мабон – осенний праздник Колеса года, середина осени, праздник равновесия, приходится на осеннее равноденствие. В это время Богиня и ее муж выступают в ипостаси старших из рода: все их дети, земные плоды, достигли полной зрелости, и так же у людей старшие в роду в эти дни смотрят на свои семена, давшие всходы – на детей и внуков. У многих народов индо-европейского корня в сентябре проводились родовые, семейные торжества: от празднично обставленного посещения всех своих родственников, включая дальних, до гадания о замужестве. Если рассматривать его с точки зрения аграрного календаря, то Мабон – праздник «второго урожая»: хлеб уже давно собран, но пока есть грибы, дичь, поздние овощи и корнеплоды, виноград, - но вместе с тем остается еще одна большая забота: сохранить все плоды на зиму.
23 сентября 2009 года в 01час:18минут по Московскому времени, Солнце в очередной раз пересечет небесный экватор и перейдет из северного полушария небесной сферы в южное и наступит день осеннего равноденствия.
Мабон (Ман Фовэрь, Ман Фоуэр), Осеннее Равноденствие, Середина Осени
Мабон – осенний праздник Колеса года, середина осени, праздник равновесия, приходится на осеннее равноденствие. В это время Богиня и ее муж выступают в ипостаси старших из рода: все их дети, земные плоды, достигли полной зрелости, и так же у людей старшие в роду в эти дни смотрят на свои семена, давшие всходы – на детей и внуков.
У многих народов индо-европейского корня в сентябре проводились родовые, семейные торжества: от празднично обставленного посещения всех своих родственников, включая дальних, до гадания о замужестве.
Если рассматривать его с точки зрения аграрного календаря, то Мабон – праздник «второго урожая»: хлеб уже давно собран, но пока есть грибы, дичь, поздние овощи и корнеплоды, виноград, - но вместе с тем остается еще одна большая забота: сохранить все плоды на зиму.
Нельзя забывать, что в некоторых странах, что посевернее, к Мабону смещался и ритуал «последнего снопа» - например, в Шотландии к этому времени только заканчивалась уборка ячменя и, всвязи с этим событием, заодно начинали варить ячменное пиво - но только начинали, а не дегустировали! Многие ритуалы Мабона были связаны с сохранением женского плодородия, но носили при этом несколько фаллический характер. К примеру, перед праздником замужние женщины выходили в поле выкапывать (или дергать – от области зависит) морковь, прикладывали ее к низу живота, прося при этом плодородия своему чреву (Progeny, preeminent over every progeny on my womb). Дома женщины мыли морковь и связывали ее в небольшие пучки красными шерстяными нитками в три оборота. Вообще Мабон – праздник скорее почитающий мужское, фаллическое божество и сопровождающийся мужскими игрищами. В Англии еще в 19 веке сохранялись некоторые обычаи, связанные с получением бараньей головы: в Суссексе в конце сентября (не помню, к какому церковному празднику это привязали) выбирался лучший баран общинного стада, и целиком зажаривался в яме на углях. Барана располагали так, чтобы его голова возвышалась над угольной ямой, чтобы не пострадали рога (трещина или разламывание рога считались дурной приметой). Запеченное мясо раздавали тем, кто победнее, а за голову устраивалось спортивное состязание между мужчинами. В Стортфорде еще в том же 19 веке бытовала мужская игра (проводившаяся в 20х числах сентября), называвшаяся «следуй за вождем» (follow yours leader). Выбирался вожак – самый сильный среди молодых мужчин, он накидывал на плечи оленью шкуру и бегом уводил всю группу в леса. Он выбирал самый труднопроходимый маршрут, через овраги, болотца, бурелом, а прочие мужчины должны были следовать за ним. Люди опасались встречаться с играющими, т.к. могли быть довольно сильно избиты только за то, что попались на глаза. Неписаное правило обязывало жителей снабжать игроков всем необходимым по первому требованию, в чей бы дом они не зашли. В конце дня всю собранную за день еду игроки уносили в поле и съедали ночью, при свете костров. Во многих местах сохранились остатки осенней обрядности, когда выбирали лучшего из молодых мужчин (в Корнуолле, Кенте). В Стаффорде в середине сентября исполнялся так называемый «танец рогов» (Horn Dance). В танце участвовало 12 молодых мужчин, шестерым выдавались оленьи шкуры и рога (примечательно, что хранились они от танца до танца в тамошней часовне св. Николая), другие шестеро становились традиционными ряжеными – hobbi horse (всадник), девица, дурак в шутовском платье, двое, вооруженные луком и стрелами, и музыкант. Ими разыгрывалась сцена охоты на оленей, «дурак» с шутками и прибаутками рассказывал зрителям, что происходит, а «девица» собирала деньги и еду. На Мабон не считалось зазорным хвастаться собранным урожаем – кстати, как вы помните, именно после торжеств Равноденствия начиналось время ярмарок. Любопытно, что даже у славян, весьма настороженно относящимся к похвалам вообще (чтоб не сглазили) во время осенних родовых праздников было можно и нужно хвалить детей – единственный раз в году. Тоже в своем роде «хвастовство плодами». Кроме того, в Англии и Германии бытовало гадание на будущий урожай, проводившееся в конце сентября: гадали по «чернильным орешкам» на желтых дубовых листьях – орешки разрезали и по их содержимому судили об урожае следующего года. Родовой момент связан еще и с тем, что во многих странах в сентябрьские дни почитали мертвых – в первую очередь своих ушедших предков: Все же Мабон – равновесный праздник, а жизнь уравновешивается смертью. Кроме того, Мабон – праздник подведения итогов. В эти дни должно быть четко взвешено и решено, какие из собранных плодов будут съедены в ближайшее время, что будет отложено на долгое хранение, а что пришло в негодность и должно быть выброшено. Поэтому во время праздника имеет смысл припомнить все свои дела, поставленные задачи и решить, что останется у вас в активе, что будет на некоторое время отложено, а от чего следует отказаться. Кстати, на Мабон можно провести простенький ритуальчик и сжечь то, в чем уже нет необходимости. То, от чего отказываешься, надо написать на любом способном гореть предмете – на листке бумаги, деревянной плашке, вырезать на теле свечи – после чего сжечь. Мне всегда нравилось делать нечто подобное с осенними листьями, когда сжигаешь их на костре: на каждом листе пишется одна вещь, с которой уже неплохо бы было расстаться. Листья кидаешь в костер: если сгорел – уйдет, если подхватило горячим воздухом и унесло – придется смириться и еще потерпеть ) Коротко коснемся обрядовой кухни Мабона. Из мяса – баранина (в честь рогатого бога) или дичь (начало осенней охоты) Грибы – во всех видах: похлебка, поджарка, тушеные в сметане – все на что хватит умения и фантазии. Корнеплоды – морковь, свекла, картофель. Поздние фрукты – последние сорта яблок и слив. Виноград.
Неплохо подойдет яблочный пирог с ванилью и корицей. Мёд. Из напитков – плодовые вина (вишневка, сливовица, ракия), сидр, квасы, компоты, мёды. На размещение рецептов пойтить не могу - много места займут) Цвета праздника - ежели кому охота дотошно ритуалить - осенние: коричневые, темно-зеленые, бежевые, оранжевые, золотистые, красные и желтые тона. Дом и алтарь можно украсить осенними листьями и поздними цветами: герберами, георгинами, хризантемами подходящий расцветок, а сверх того дубовыми ветками с желтыми листьями и желудями. Традиционно рекомендуется сделать наалтарный Рог Изобилия, наполненный последними плодами.
Неплохо подойдет яблочный пирог с ванилью и корицей. Кстати , Мабон ,считается одним из любимийших праздников ведьм - отличное время, чтобы сделать себе метлу, нарезать плашек на руны или огам - деревья сейчас с удовольствием пойдут на такое сотрудничество .
И ПОСТСКРИПТУМ: Кассандра Изон "Энциклопедия колдовства и ворожбы" Время: в течение трех дней с захода солнца 21 сентября (21 марта в южном полушарии). Значение: время изобилия, сбора плодов Земли, праздник жизни и ее даров; постепенное затухание, наступление более темной части года, бог Солнца в Подземном мире или в чреве Земли-Матери, время ухода и сожалений о том, что не выполнено. Осеннее равноденствие, или время сбора урожая, традиционно связываюсь с заготовлением дикорастущих или зеленых плодов, даров Матери-Земли. Это равноденствие - второй из двух дней в году, когда день равен ночи в Колесе года. Луг, бог света, терпит поражение от своего брата-близнеца и соперника Горонви, бога зимы. Горонви ассоциируется с Рогатым Богом так же, как Луг с Зеленым человеком, богом растительности. Мабон, или Мапонус - другое воплощение Луга, он считался сыном Матери-Земли и известен как освободитель-узник. Он лежит во чреве Матери в виде зародыша, но из-за того, что его жертва была добровольной, Смерть над ним не властна и он постепенно набирает силы. Окончание сбора овощей, фруктов и оставшихся зерновых начал праздноваться еще до христианства. День равноденствия напоминает о приходе зимы, в этот период проводятся ритуалы симпатической магии, гарантирующие, что зимой хватит пищи: обряд состоит в том, что на празднике сначала демонстрировались, а потом съедались лучшие дары лета. Друиды по традиции забираются на вершину горы, чтобы провести побольше времени с летним солнцем, так как ночи становятся все длиннее. День Святого Михаила, архангела Солнца, праздновался 29 сентября. В христианской традиции Святой Михаил замещал языческие божества Солнца. Сегодня ритуалы направлены на то, чтобы снабдить достаточным количеством пищи, кровом и ресурсами целые страны и отдельных лиц, оказавшихся в тяжелом положении, спасти их от голода и наводнений, защищать дельфинов, китов и рыб, находящихся под угрозой; эти обряды также способствуют поиску мирных решений там, где это жизненно важно. В вашей жизни ритуал, связанный с осенним равноденствием, подойдет для решения задач, касающихся достижения благополучия во всех аспектах вашей жизни, включая безопасное будущее, которое может зависеть от наличия работы или вложения финансов; примирения, когда забываются все обиды и ссоры; всех дел, связанных с уходом в отставку. Это благоприятное время для пожилых людей и тех, кто начинает использовать свои знания в новых областях; решения проблем, связанных с хроническими заболеваниями, а также для изучения законов водной магии.
|