Страстная седмица
29 марта (дата для 2010 года)
Страстная неделя посвящена воспоминанию последних дней земной
жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению.
По величию и важности совершавшихся событий каждый день Страстной
седмицы именуется святым и великим. Эти освященные дни воспринимаются
верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием
полученного спасения через страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти
святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни
молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни
призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях
и стать причастниками священных воспоминаний.
С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у
христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем
воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия. Все
службы Страстной седмицы отличающиеся глубиной благочестивых
переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью,
расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история
страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления.
В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к
достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях
Спасителя. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного
патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет,
прообразовавшего страдания Спасителя.
Кроме того, в этот день вспоминается иссушением Господом покрытой
богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных
книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность,
Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную
тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не
приносящая плодов духовных — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых
дел.
В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и
фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные им в этот день в храме
Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о
десяти девах и о талантах. В Великую среду воспоминается жена-грешница,
омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда он
был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим
приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о
нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа
иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по
тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в
окрестностях Иерусалима).
В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной
молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема
Сирина с тремя великими поклонами. В четверг Страстной седмицы
воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в
этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное
таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног
ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва
Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.
День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных
страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы
поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и
трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени
Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12
Евангелий Завета Святых Страстей. В конце вечерни Великой пятницы
совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения
Его во горб, после чего бывает чтение канона о распятии Господа и на
плач Пресвятой Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения
и совершается прикладывание к Плащанице.
В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа,
пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там
победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия,
и введение благоразумного разбойника в рай. Богослужения в этот день
начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что
последние субботние песни, так называемой, пасхальной полуночницы,
сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений на пасхальной
заутрени Праздники 29 марта
29 марта. Великий пост. Великий Понедельник.
Трофим. В этот день Православная церковь почитает священномучеников Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских. Сверху печет - снизу течет. Солнца хоть и нет, а вода все одно бежит. Родившимся в этот день придется всю жизнь везти на себе воз. Им следует носить хризоберилл, аметист. . |