Народный календарь традиции и
приметы Католики
Очень важный религиозный праздник День Ангельской Девы, отмечаемый 2 августа — очень важный религиозный
праздник. Фигурка Девы находится в церкви «Базилика» в городе Картаго,
в старой столице Коста-Рики. Город расположен в 23 километрах от
Сан-Хосе.
Люди идут на церковную службу в этот город пешком, для этого выходят из
дома накануне, а те, кто живет далеко, идут даже три-четыре дня. Многие
едут на лошадях или на велосипедах, на роликах. Самые приверженные
проходят последние метры перед церковью на коленях. Самое потрясающее и
мистическое зрелище — большая колонна людей, идущих пешком ночью по
шоссе.
В этот день шоссе, естественно, закрывается для транспорта. Шоссе
освещено почти по всей своей длине, на обочинах продается всякая
закуска, люди за небольшую плату впускают паломников в свои туалеты,
через равное количество километров стоят палатки «Красного Креста»,
где, при необходимости, санитары делают массажи и дают таблетки от
давления. По всему пути звучит музыка, раздаются по радио веселые
голоса телевизионных комментаторов, по всем каналам телевидения
транслируют интервью с паломниками, в общем, для многих — это веселая
прогулка. Идут молодые, пожилые и даже старые, несут и везут в колясках
детей.
Кто пришел вечером или ночью, устраивается в парке перед церковью спать
в палатках или просто на подстилках, если нет дождя. Утром начинается
торжественная служба, люди прикладываются губами к священному камню, на
котором стояла статуэтка, когда бедная индейская девочка Хуана нашла ее
в лесу три века назад.
Ангельская дева считается чудотворной покровительницей Коста-Рики,
многие люди свято верят в ее чудесные свойства и молятся о
выздоровлении своего ребенка или отца, об удаче на экзаменах, о
получении работы и денег и о решении других личные проблем. И многие
уверяют, что Дева даровала их своей милостью.
В знак благодарности они приносят и прикрепляют на стену золотые
миниатюрные фигурки, символизирующие оказанное чудодействие: ноги,
руки, сердца, почки и другие исцеленные части тела, отличные оценки,
грамоты за доблестный труд. Сзади церкви из стены бьет родник со святой
водой — люди пьют ее и наполняют бутылки. Вода не продается, все
раздают ее бесплатно. Но, конечно, и тут не обходится без бизнеса: на
широком дворе продается множество сувениров, копий чудотворной
статуэтки, молитвенников, иконок.
На всех центральных улицах города тоже кипит торговля: еда, сувениры,
одежда, игрушки... Толпы паломников насчитывают миллионы, и это при
том, что все население Коста-Рики — всего 4 миллиона человек! К вечеру
выстраиваются длинные очереди на автобусы, которые подходят один за
другим, чтобы возвращать паломников домой в Сан-Хосе и другие города.
Есть люди, которые ходят в Картаго каждый год. Но большинство решаются
на такой подвиг лишь несколько раз в жизни.
Православный календарь
Илия — один из величайших пророков и первый девственник Ветхого
Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до
Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение,
что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали
пламенем огненным.
С юных лет Илия поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и
молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя
Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял
народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел
предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу,
то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране
настала засуха и большой голод.
Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу,
и более двух лет у одной вдовы в городе Сарепте. Через три с половиною
года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу,
что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного
Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение
израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а
другой — Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол».
| Огненное восхождение пророка Илии |
Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь».
Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не
сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова полил их
прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил
не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ
увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.
За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо
живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был
пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с
пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе
Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного
Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную
смерть.
Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.
Народная традиция и приметы
На Ильин день выпекают колоба и пышки из нового урожая.
В народном воображении Илья - святой грозный, суровый, карающий, но
в то же время щедрый, наделяющий: могучий распорядитель самых страшных
и благодетельных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии, он
посылает на землю плодородие. На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь
от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей - зайцев,
лисиц, кошек, собак, волков и т.п. В связи с этим верованием
установился обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтобы не
навести на избу грозу и молнию.
О грозе в народе говорят: Илья по небу на шести жеребцах ездит. Гром
происходит от стука по небесной мостовой колесницы Ильи-пророка,
который гоняет нечистого духа или змия. Молния - это стрелы, которыми
Илья поражает злую силу.
Ильинским дождем умываются, окачиваются от призора.
В эту пору крестьянин с особым страхом смотрел на небо: урожай уже
готов к жатве и достаточно сильного ливня, града, палящей молнии, чтобы
лишиться хлеба. Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, в
Ильин день не работали в поле, не косили и не убирали сена, чтобы его
не спалило грозой.
Первый сноп - первый осенний праздник. Новая новина на Ильин день -
спят на Ильинской (первой) соломе. Ильинская соломка - деревенская
перинка.
На Ильин день скот не выгоняют в поле, боясь грозы и гадов, коим в этот день дана воля.
После Ильина дня не советуют есть земляники, иначе будешь дремать.
Илья жатву начинает, а лето кончает. Илья Пророк в поле копны
считает. После Ильина дня сваливает летняя жара. «До Ильи облака ходят
по ветру, а с Ильи - против ветра». На Илью «зима с летом борются». «До обеда лето, после обеда - осень».
Устанавливается умеренное тепло. Световой день идет на убыль, а ночи
на прибавление. «Илья Пророк два часа светлого времени уволок». «С
Ильина дня ночь длинна, а вода холодна». На Илью обыкновенно бывают
«воробьиные ночи», когда в течение целой ночи гремит гром, сверкает
молния. После Ильина дня перестают купаться. «Илья воду остудил».
«Олень копыто замочил - купанию конец».
Окончание сенокоса. Начало жатвы. Грибная пора. Лет осенней паутины.
Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк - два уволок. Придет
Петрок - отщипнет листок, придет Илья - отщипнет и два. Во что Илья, в
то и Воздвиженье. С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони
наедаются. После Ильина дня в поле сива коня не увидишь - вот до чего
темны ночи. С Ильи работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна. На
Ильин день и камень прозябнет (утренники).
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет. Придет Илья - принесет гнилья (дожди).
На Илью бывают обыкновенно «воробьиные ночи» - когда в течение целой
ночи раздаются оглушительные раскаты грома, молния почти беспрерывно
яко озаряет все небо, испуганные птицы постоянно мечутся, вспархивают,
натыкаются на разные предметы и падают. В такую ночь ревет скот,
страшно становится и не спится человеку.
Глухой гром - к тихому дождю, гром гулкий - к ливню. Гром
беспрерывен - будет град. Гром гремит долго и не резко - к ненастью,
если же отрывисто и непродолжительно - будет ясно.
До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.
Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год.
До Ильина дня дождь - в закром, а после Ильина - из закрома. На Ильин
день дождь - будет мало пожаров, ведро - много. Ильинская пятница без
дождя - пожаров много.
Илья-пророк - косьбе срок. До Ильина дня сено сметать - пуд меду в
него накласть. До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина дня - пуд
навозу. Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено
сушить.
С Ильина дня защипывают (собирают) горох.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра (31 августа); а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня (14 сентября).
К Ильину дню хоть кнутом прохлестни, да заборони (пар). До Ильи хоть одним зубом подери (пашню под озимые).
В Ильин день если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно
ожидать обильного урожая; если облачно в полдень - средний сев, а если
вечером - сев поздний и урожай плохой.
С Ильи-пророка открываются волчьи выходы (норы); первый выезд на
волков. С Ильина дня начинаются утренники. Муха до Ильина дня кусается,
а после - запасается. После Ильина дня комары перестают кусаться.
В день Ильи капусту накрывают горшком, чтобы была бела. На Ильин
день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты. До Ильи
грачи поодиночке, а после Ильи большими стаями».
|