Народный календарь Православный календарь Рождественский сочельник у восточных христиан
6 января — Рождественский сочельник, канун Рождества
Вечер 6 января
— Рождественский сочельник, канун Рождества. В народе его также
называют «коляды». Значение святой ночи появления на свет Богомладенца
Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы
сегодня ведем именно от Рождества Христова. На Руси же этот праздник был
особенно любим.
Сочельник — заключительный день Рождественского поста. Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво — размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику.
В Рождественский сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних
песнопений за Богослужением «Волсви же со звездою путешествуют», ничего
не ели и даже не садились за стол. С появлением же на небе первого
радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении
Спасителя, можно было начинать праздновать.
Главное кулинарное событие Рождества — это ужин в сочельник. Наши предки
в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена — в
память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной
скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд — по числу апостолов — и
все блюда были постными.
А с наступлением 7 января на стол разрешалось ставить и мясные блюда
В этот день Православная церковь почитает преподобномученицу Евгению.
Григорианская церковь
Рождество Христово в Армении
Христос родился в пещере и был положен в ясли До 5 века все христианские церкви отмечали праздник Рождества Христова и Крещения 6 января. В дальнейшем, некоторые церкви начали отмечать Святое Рождество 25 декабря, чтобы люди забыли отмечаемый в этот день языческий праздник.
Армянская церковь осталась верна старому порядку и день рождения Христа
отмечает 6 января. В этот день Армянская церковь отмечает также и день
Крещения Христа.
Накануне праздника Святого Рождества, вечером служится литургия, которая
называется Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в
церкви и несут ее домой, для освещения дома и подготовки к празднику
Рождества Христова.
На следующий день, 6 января, утром служится Рождественская литургия.
Далее проводят праздник крещения Христа с церемонией освящения воды.
Фота — Богоявление в Греции
В день, когда восточные христиане отмечают рождественский сочельник,
жители Греции празднуют Крещение Господне (Богоявление). Крещение в
Греции называют Фота (Ta Fota) — дословно «огни» — или Теофания
(Theofania) — Богоявление. Элладская православная церковь, живущая по
григорианскому календарю, отмечает этот праздник вместе с западными
христианами — почти на две недели раньше, чем Русская Православная
Церковь. Как и другие самые крупные церковные праздники, этот день
является в Греции выходным.
В этот день именины у всех Яннисов— тезок Иоанна Крестителя.
Основные торжества проходят в главной греческой гавани Пирей неподалеку
от Афин. На пирсе, окруженном празднично убранными военными кораблями,
служится молебен.
Считается, что в праздник Крещения освящаются все воды мира — реки, озера, моря.
В этот день по всей стране совершается чин освящения вод. Торжественный
крестный ход направляется к морю, на берегу которого совершается
молебен в память о крещении Христа в Иордане.
Крещение — последний праздник зимы, когда дети зарабатывают себе
карманные деньги пением колядок. Кроме того, на крещенских молебнах в
приморских городах страны исполняется давний обычай соревнований между
молодыми людьми. Суть его в том, что священник бросает в море серебряный
крест. Смельчаки из числа юношей тут же ныряют в ледяную морскую воду, и
каждый из них старается достать крест первым. Впрочем, на тот случай,
если юноши зазеваются, крест всегда привязывают веревкой, чтобы он не
утонул в море.
Крещенские молебны совершаются 6 января не только в столичной гавани Пирей, но и во всех главных морских портах
Греции, в Термическом заливе в Салониках, на всех островах, в городах
Патра, Волос и других.
Крещение на Кипре называют Днем трех волхвов День Крещения Христова на Кипре называют днем святого Епифания или Фота. Иначе Фоту называют праздником Света (от греч. фот — свет). В древние времена существовал обычай, в Крещенскую ночь крестить людей, то есть, просвещать их духовно.
В 332 и в 342 годах нашей эры на Кипре произошли крупные землетрясения,
принесшие серьезный урон острову. Были разрушены города Саламис, Пафос и
другие города Кипра. Саламис восстановили после четырех лет на средства
Константина, сына императора Константина Великого. Город Саламис, в
связи с этим, был переименован в Констанцию. Пафос вернул себе статус
столицы Кипра и стал местом епископской кафедры. Первым архиепископом
Кипра стал Епифаний, который возглавлял Кипрскую церковь с 386 по 403
год и впоследствии был причислен к лику святых.
Сам Епифаний, человек, который так много трудился во благо Кипра,
родился в Палестине. В 17 лет он твердо решил, что примет таинство
Крещения и станет христианином. Из Палестины Епифаний удалился в
монастыри Египта и три года провел там, увлекаясь историей, постигая
основы аскетизма и его традиции. Приняв постриг, вернулся на родину, а
затем был рукоположен в сан епископа Саламиса-Констанции на Кипре. В
этом сане он пребывал 33 года до самой своей кончины.
День прославления этого святого совпадет с праздником Крещения, поэтому 6 января— очень значимый для киприотов праздник.
Этот день еще называют Днем трех волхвов. Как известно, волхвы
пришли поклониться родившемуся Спасителю не с пустыми руками, а с
дарами: золотом, ладаном и смирной. Именно на Крещение дети собирают
самый большой урожай подарков. Гостинцы, деньги, сувениры, книги и
игрушки дарятся детям родственниками и гостями. Особенно щедрые
поздравления в этот день получают люди от крестных родителей.
На всем средиземноморском побережье Кипра в праздник Крещения совершается таинство освящения воды.
Местный епископ выносит из храма большой крест и с крестным ходом
вместе с паствой и со всеми желающими идет к берегу. Под торжественные
церковные песнопения епископ опускает крест в море и с особой молитвой
освящает воду.
Женщины стараются побывать накануне праздника в церкви, где они освящают
воду для дома, чтобы, вернувшись, окропить ею свое жилище. Также они
приберегают воду для того, чтобы окропить землю вокруг дома, а в
сельских местностях, Святой водой (агиасмой) кропят земельные
угодья и домашний скот. Также, как правило, женщины стараются взять
после праздничной службы огонь от лампады перед иконой Божией Матери,
чтобы в доме всегда царило благополучие и не было места хитрым проделкам
лукавых духов.
Иногда можно наблюдать такую картину. По старинной традиции, переданной
киприотам предками, молодые люди прыгают в воду, чтобы быстрее догнать
крест, брошенный в море с берега. Считается, что тот мужчина, который
возьмет крест в руки первым, получит особое благословение на весь год.
Но это — единственная шалость, которую киприоты позволяют себе по
отношению к воде. В остальном все идет согласно устоявшимся строгим
правилам.
По народному поверью, в Крещенскую ночь вся вода становится
благословленной. Но понапрасну баловаться ею и тревожить воду нельзя.
Позаботиться о чистоте тела и своего жилища надо заранее, чтобы
встретить праздник Крещения только в приятных хлопотах.
Католицизм
Католическое Богоявление
В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II века
Праздник Крещения Господня, или Богоявления, наравне с
праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен
он крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан.
Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал
просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении
Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в
этом таинстве очищение живой водой, дарующее вечную жизнь. Поэтому
принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности
верующих к Церкви.
В западной церкви праздник получил название Богоявления (греч. Эпифания,
Теофания), потому что во время Крещения Иисуса Христа произошло особое
явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о
крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая
таким образом Слово Отца.
В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II века и
сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Церковь и до
сих пор придерживается этой традиции). В IV веке празднование Рождества
было перенесено на 25 декабря, а у праздника Богоявления сохранилась прежняя дата — 6 января.
У католиков центральным содержанием праздника Богоявления является
церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей —
магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В
память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах
совершаются благодарственные молебны: Христу как царю приносится в
жертву золото, как богу — ладан, как человеку — мирра.
Праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник
волхвов) или Festum regum (Праздник царей) и связывается с поклонением
младенцу Иисусу трех волхвов (трех царей) — Каспара, Мельхиора и
Валтасара.
Празднование Богоявления включает посещение торжественной мессы в
костеле и семейном ужине после полуночи у камина с «рождественским
поленом». По западной традиции в день Богоявления совершается не только
освящение воды, но также ладана и мела, которым верующие пишут у входа в
свои дома начальные буквы имен волхвов: «К+М+В». Верят, что эти буквы
отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи,
живущей в нем. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. До
сих пор сохраняется традиция жечь костры — «эпифанские огни», освещающие
«путь волхвов».
Когда крест уже вынут, начинается танец хоровод 6 января Богоявление — один из самых почитаемых праздников в Болгарии.
Считается, что в этот день Господь Иисус Христос принял крещение в реке
Иордан от Иоанна Предтечи. Поэтому в этот день свои именины празднуют люди с именами Иордан, Иорданка, Богдан, Богдана.
Праздник тесно связан с водой и купанием в холодной воде. После службы в
храме священники во главе многолюдной толпы отправляются к ближайшей
реке или водоему, где намечено бросать в воду крест. Это захватывающее
зрелище собирает не только верующих, но и толпы зевак. Вынимать крест из
воды обычно готовятся молодые мужчины. Считается, что того, кто первым вынет из воды брошенный священником крест, весь год ждут успех и здоровье. Еще поверье гласит, что если крест замерзнет в воде, то урожай уродится на славу.
Девушки тоже по-своему принимают участие в этом празднике. Еще до
восхода солнца они отправляются к колодцу или к ручью налить себе
«крещеной» воды. У ручья они обмывают домашнюю икону и свои лица.
В Родопах есть еще традиция в этот день бросать в воду молодоженов (те
пары, которые в истекшем году обвенчались), чтобы они зарядились на весь
год здоровьем. Бросание в воду совершается специальными людьми — хаскарами. Если реки поблизости нет, то обряд совершается у родника или у колодца. Язычество
Турицы
Священные животные славян — туры
Турицы посвящены туру — одному из древнейших почитаемых среди
славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского.
Сын Велеса и Макоши,
Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и
скоморохам, молодецкой удали, играм, плясам и веселью, а также рощам и
зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах
сохатым.
В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает
зимние святки. 12-й день святок соответствует 12 месяцу года. Гадания
происходят под вечер, с наступлением темноты. Собирают снег для
отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец,
может сохранить воду на весь год.
Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура.
Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не
заботились о себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное
поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость,
выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать
слабых и находить слабое место у противника.
Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости.
Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в
воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки. Но Турицы еще и пастуший праздник,
в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон,
договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на
длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные
напитки, а община — кушанья, и праздником отмечают свой сговор.
С этого момента пастух принимает заботу о стаде, а тур помогает ему в
этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отелу коров
от различных напастей и болезней
Обычай веселиться и пировать в конце зимы пришел в Чехию в 13 веке из Германии Масленицу по-чешски называют масопустом (Мasopust). Перевод этого слова звучит примерно так: пост от мяса.
Масленица начинается после праздника Епифании(Epiphany) или, как его по-другому называют, Дня трех королей (Three Kings’ Day), то есть после 6 января
и длится до начала пасхального поста. Празднуется в последнюю неделю
перед «пепельной средой» (Popelecni Streda), то есть до начала
сорокадневного пасхального поста.
Обычай веселиться и пировать в конце зимы пришел в Чехию в 13 веке из
Германии (поэтому, например, в Моравии вместо «масопуст» говорят
«фашанк» — название, происходящее от немецкого Fasching). Традиция
сохранилась, прежде всего, в деревнях, но в последнее время обновляется и
в городах. В Праге, например, с 1933 года проходит карнавал в квартале
Жижков.
Неделя, полная бурного веселья, начинается с «жирного четверга» («Tucny
Ctvrtek»). В тот день много едят и пьют, чтобы, как говорится, на весь
год хватало сил. Главным блюдом в «жирный четверг» считается свинина с
«кнедликами», вареными на пару с клецками и капустой. Запивается все
горячим пивом и сливовицей.
В период масленицы в большом количестве готовят классические, весьма
питательные блюда. Печеные утки, поросята, студни, калачи и пышки, елито
и йитрнице. Елито готовят из свинины и свиной крови и подают к столу
вместе с лепеницей, а йитрнице — это колбаса из рубленой свинины и
ливера. Тлаченка с луком, ароматный овар, суп из попок, вяленая ветчина,
запеченные колбаски, жареный сыр гермелин, аппетитные сладости, и это
еще не весь масленичный ассортимент. Символ русской масленицы – блины, а масопуст славится пончиками.
На масленичных маскарадах (в последние дни масопуста) чехи обычно
наряжаются в охотников, женихов и невест, мясников, лавочников и других
народных персонажей. Среди них обязательно находится маска медведя —
мужика, который ведет медведя на цепи. Медведь должен был пугать
маленьких детей. Можно увидеть и маску лошади и еврея с мешком. Каждый
ряженый хорошо знает, как себя вести: например, еврей с мешком громко
ругается по поводу подносимых ряженым подарков и угощения, подарки ему
должны были казаться маленькими, а угощение скудным.
В последнее воскресенье масопуста устраивается бал (особенно живописны
деревенские балы). Все танцуют и веселятся до утра. В некоторых деревнях
устраивают бал еще и в понедельник, называют его «мужовский», это
значит, что танцевать могут только те, кто женат или замужем.
Масопуст — время, когда бездействуют все законы и обычаи
(конечно, за исключением уголовных), время, когда можно делать и
говорить практически все, что в обычные дни нормальному человеку даже в
голову не придет. Шуткам и прибауткам нет предела!
Заканчивается масопуст во вторник большим маскарадным шествием. Во многих местах проходят похороны контрабаса — значит, закончились балы и веселье, пора начать соблюдать пасхальный пост.
Праздник «Треттаундинн» (Тринадцатый день после Рождества) У этого празднества древние языческие корни и много дополнительных названий
У этого празднества древние языческие корни и много дополнительных названий, образовавшихся в течение многих веков.
Праздник костров — в этот день на окраинах городов и на специально
подготовленных площадках жгут гигантские костры из прошлогоднего мусора и
запускают фейерверки.
Праздник «Треттаундинн» (Тринадцатый день после Рождества) — он
символизирует уход в горы последнего из многочисленных местных Дедов
Морозов.
И также близок Йолю.Йоль считается «Матерью всех Ночей», и праздник посвящается дисам — женским божествам родовспоможения и судьбы.
Традиции празднования очень близки рождественским. В дом приносят и украшают ветки вечнозеленых деревьев или целые деревья. Под йольское дерево складывают подарки.
Кроме того, издавна в Исландии существует поверье, что если не
обзавестись к Йолю новой шерстяной одеждой, то можно попасть в немилость
Йольскому Коту — он придет и проверит, есть ли обновки, и если не
обнаружит, то отберет праздничный обед (в лучшем случае) или даже детей.
Традиции и приметы
Рождественский сочельник. Кутейник. Коляда. Святвечер, Багатая кутья, Вилия.
- В сочельник не приступали к вечерней трапезе (ужину) до тех пор, пока на небе не покажется первая звезда.
- Ясный день сулил хороший урожай.
- Коли тропинки в лесу черны — урожай на гречку.
- Звездист небосвод — ждёт ягодный год и на скот велик приплод.
- Дня прибыло на куриную ступню.
- Если звезды редки — ягод в тот год будет мало.
- Подмечали: за сколько дней до Рождества случится иней, за столько дней до Иванова дня (21 марта) погода будет благоприятна для весенних посевов.
- Если Млечный путь на небе полон звёзд и светел — к вёдру, а коли Млечный путь тусклый — к ненастью.
- Если на Сочельник снежная погода — будет урожай на хлеб.
- Снегопад — верный признак процветания хозяйства в новом году.
- А если в этот день мороз — в семье будет совет да любовь.
- Растет день, растет и холод.
- Этот день очень удачен для колдовства.
- На святочные гадания молодежь откупала за продукты избу у одинокой женщины. Особенно увлекались.этим девушки.
- Обычно девушки ходили слушать под окнами чужие разговоры: какое слово будет сказано прежде, по тому и узнают судьбу.
- Из поленницы вытаскивают в темноте бревно. Если оно сучковатое — муж будет сердитый, а если гладкое — добрый.
- Хозяину в этот вечер выходить из дома не годится, чтобы по весне скотина по лугам и болотам не плутала.
- Гнутой работы в этот день не делали — приплода не будет.
- На святой вечер ткать — несчастью угождать.
- Полагалось вымести веником углы.
- Родившимся в этот день обеспечен достаток в доме. Им следует носить гелиотроп.
|