24 июня 988 года - языческое празднование славянами летнего солнцеворота - поворота солнца к зиме - "Иван Купала". Праздник
летнего солнцеворота - поворота солнца к зиме. Отмечался
славянами-язычниками 24 июня. Официальной православной религией
вытеснен на 7 июля и совмещен с Рождеством Иоанна Крестителя. «Хороводы
девушек, обрядовые песни и пляски в священных рощах, жертвоприношения
рекам и родникам - все было направлено на получение дара неба - дождя.
Дню Купалы предшествовала русальная неделя. Русалки - нимфы воды и
полей, от которых, по представлениям славян, зависело орошение земли
дождем. В славянской этнографии хорошо известно, что в дни
таких русальных празднеств в деревнях выбирали самых красивых девушек,
обвивали их зелеными ветками и с магической целью обливали водой, как
бы подражая дождю, который хотели вызвать такими действиями. Праздник
Купалы был наиболее торжественным из весенне-летнего цикла. Поклонялись
воде (девушки бросали венки в реку) и огню (в купальскую ночь на
высоких холмах, на горах разводили огромные костры, и юноши и девушки
попарно прыгали через огонь). Жизнерадостная игровая часть этих молений
сохранялась очень долго, превратившись из обряда в веселую игру
молодежи. Этнографы начала XIX века описывают великолепное
зрелище купальских костров в Западной Украине, Польше и Словакии, когда
с высоких вершин Татр или Карпат на сотни верст вокруг открывался вид
на множество огней, зажженных на горах». Во время священного
танца девушка изображала русалку - птицу, и длинные рукава ее одежды
символизировали и крылья доброжелательного божества, и льющуюся на
землю воду. Этот танец остался в сказке «Царевна-лягушка», где
рассказывается, как после каждого взмаха героини рукавом рождались
озера, птицы и деревья. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. - М.: Наука, 1982, с.393-394. «Самый
почитаемый народом праздник. В народных верованиях он слился с
языческим праздником воды и водяных божеств - купал, отчего и получил
название Ивана Купалы... Ивановщина - так называется именинный
пир в этот день. Это самый разгульный праздник. День Ивана Купалы -
олицетворение сил природы. В народе есть поверье, что в ночь на Ивана
Купалу совершаются чудеса. Бытует легенда, что огненный цветок
папоротника раскрывается на один миг лишь раз в году - в купальскую
ночь и дарит счастье его увидевшему. На самом деле папоротник никогда
не цветет. Поклонение меру растений дало название этому дню «Травник». Праздник
отмечается ночью с кострами, прыганием через них - на счастье, песнями
до самой ясной зари, традиционными играми, хождениями с березкой,
гаданиями. Этот праздник - культ света, солнца, всего живого, в это
время «роса целебна, трава лечебна, вода очистительна». Иоанн
Креститель «освящал воду для купания, прогонял из нее злых духов». Русский дом. Универсальный свод календарей (1994-2000 гг). - Нижний Новгород, 1994, с.106. Иванов
день - день ведьм, оборотней, колдунов, остерегайся проказы нежити
(домовых, водяных, леших, русалок). Травы и цветы, собранные в Иванов
день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая
больше целебными, нежели собранные в другое время. В день Ивана Купалы
девушки завивают венки из трав, а вечером пускают их в воду, наблюдая,
как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и
замуж за него не выйти. Времена года. Православный народный календарь. - Пермь: Урал-пресс, 1992, с. 156. |