|
— 27.02.10 10:27 —
ТЕКСТ: Александра Борисова
ФОТО: layoutsparks.com
|
Гений Джими Хендрикса
во много определялся его двуправорукостью, считают психологи. Равное
совершенное развитие правой и левой рук, правого и левого полушарий
мозга позволило ему виртуознее играть на гитаре и совершеннее
интегрировать стихи и музыку.
Есть люди, гений которых не перестает тревожить
человеческие души ни через десять, ни через пятьдесят лет после смерти
самих людей. Тем более о жизни героев ХХ века известно достаточно много:
сохранились многочисленные свидетели и свидетельства, а сами герои по
большей части были людьми весьма неоднозначными. Одним из таких является
Джими Хендрикс.
Психологи продолжают пытаться подобрать ключ к
истокам гения Хендрикса, человека, который перевернул мир центрального в
рок-н-ролльной культуре инструмента – гитары. Конечно, не стоит
объяснять его популярность лишь высокой техникой игры на гитаре: физика
тут вряд ли идет впереди лирики, но она, несомненно, тоже внесла свой
весомый вклад. Не зря же Хендрикса назвали лучшим гитаристом всех времен (журнал Time, 2009
год), расширившим диапазон и словарь электрической гитары и изменившим
лицо рок-музыки. Психолог из университета Толедо
Стивен Кристман считает, что высокое совершенство гитарной игры Хендрикса отчасти объяснялось его
двуправорукостью.
Амбидекстрия
(от лат. ambi — «оба» и лат. dexter — «правый», «ловкий») – отсутствие явно выраженной мануальной
асимметрии; проявляется тем, что человек или животное в равной степени
владеет правой и левой руками (лапами), без выделения ведущей. Амбидекстрия может
быть обусловлена генетически или выработана в результате тренировки.
Формально Джими был левшой. Он играл на «праворучной» гитаре, переворачивая ее вверх ногами, и
иногда использовал левую руку, чтобы держать сигарету и поправлять
волосы. Но при этом он писал, ел и держал телефон правой рукой. Таких
людей называют «смешанно
праворукими». Именно эта «смешанность»
означает очень хорошую связь между левым и правым полушарием мозга, и
эта хорошая связь наполняет каждую часть его музыки, считает психолог. Особые способности Хендрикса позволяли ему аномально
эффективно согласовывать движения правой и левой руки при игре на
гитаре, интегрировать стихи и музыку своих песен и, возможно, также
определили его гений соединения старых блюзовых и R&B традиций с
фолком, роком и психоделической музыкой 60-х. И техническая виртуозность
Джими, один из важнейших компонентов его гения, наверняка связана с
этой особенностью психики. «В
таких песнях, как «Still
Raining, Still Dreaming», где Хендрикс правой рукой производит серию
бэндов (подтяжка
струн) и глиссандо, а левой рукой регулирует переход от высоких к
басовым тонам, его аномальные способности видны особенно четко», –
считает Кристман.
Он отмечает, что многие гитаристы были левшами, например Пол Маккартни и
Курт Кобейн, но уверен, что по-настоящему большие мастера в той или
иной степени являются двуправорукими. Наоборот, великие пианисты и
клавишники обычно либо правши, либо левши: им важно уметь воспроизводить
двумя руками разные, иногда несвязанные (в случае полифонии) музыкальные линии. Психолог идет дальше и утверждает, что двуправорукость
Хендрикса повлияла и на его манеру написания песен. Отточенная связь
между полушариями мозга позволяла достигнуть совершенства в слиянии
стихов и мелодии.
«Создание слов и ритма связано с левым полушарием мозга, а мелодия и
гармония «сцеплены»
с правым полушарием. «Однорукие»
поэты-песенники вынуждены отдавать предпочтение одному из компонентов,
тогда как двуправорукие способны совершенно интегрировать оба компонента
в своих творениях», – объясняет Кристман. Он
считает, что двуправорукость помогает связать «правильные» слова с «правильной» музыкой, когда синтаксический и
эмоциональный аспекты стихов четко интегрированы с фразами и контурами
мелодической линии. Речетативно-напевный стиль Хендрикса также может
быть связан с особенностью мозга: речь связана с левым полушарием мозга,
а пение – с правым. С этого места выводы психолога
становятся, скажем так, несколько фантастическими. Он считает, что
двуправорукие люди способны «магически мыслить» и более склонны к мистицизму и
психоделии. Кроме того, он отмечает склонность Хендрикса к
двусмысленностям различного характера. Отмечает и то, что многие его
лады не являются четко ни мажором, ни минором, а чем-то смешанным. Ну и в заключение, наверняка роль двуправорукости
Хендрикса в его гении весьма завышена психологом. По разным оценкам,
порядка половины всех людей являются двуправорукими. Но второго
Хендрикса среди них пока не нашлось. http://www.gazeta.ru/science/2010/02/27_a_3330770.shtml
|