Святой мученик Трифон (†250) родился в одной из областей Малой
Азии — Фригии, неподалеку от города Апамеи, в селении Кампсада. Его
родители были простые и благочестивые крестьяне. В детстве он пас гусей
и образования не получил. Но святой Трифон еще ребенком сподобился от
Господа дара чудотворения: он изгонял бесов, исцелял недуги и своей
молитвой творил многие иные благодеяния.
Однажды жители родного села святого Трифона были спасены им от голода:
силой своей детской молитвы святой заставил уйти вредных насекомых,
истреблявших посевы. На основании этого чуда в Церкви установлен особый
чин молитвенного обращения к святому Трифону, который совершается при
нападении вредителей на посевы или насаждения.
Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского
императора Гордиана (238-244). В молодую, умную и красивую Царевну
вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон
может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить
в Рим. В ту пору святому Трифону было 16 лет. Когда святой приблизился
к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его
приближения и вышел из дочери Гордиана. Святого Трифона привели к
императору, окруженному придворной знатью. Он умолил святого показать
демона воочию, желая убедиться, что юноша действительно исцелил
царевну. После уединенной молитвы к Богу и строгого поста в течение
шести дней, святой Трифон приказал нечистому духу явиться зримо
императору и его приближенным. В Четиих-Минеях Святителя Димитрия
Ростовского (†1709) об этом повествуется так: «Святой же Трифон
исполнен сый Духа Свята, и умными очесы на невидимаго духа смотряяй,
рече: тебе глаголю, душе нечистый, во Имя Господа моего Иисуса Христа
явись очевидно сущим зде, и покажи им скаредный и безстудный свой
образ, и немощь свою исповеждь. И абие явися диавол пред всеми во
образе пса черна, имущ очи аки огненны, главу влекий по земли...». На
вопрос святого Трифона, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес
ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить
только тех, «кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит».
Услышав это, многие из присутствовавших оставили идолопоклонство и
уверовали во Христа. Щедро одаренный императором, святой Трифон
вернулся на родину. Все полученные дары он раздал по дороге нищим.
Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий
гонитель христиан, было донесено его епарху Аквилину, что святой Трифон
смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. Услышав о
том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но
сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г.
Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог
запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать
святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех
часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика.
После этого святой Трифон был брошен в темницу.
Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а
затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым
истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали
раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда
мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на
охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида:
«Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя... Стопы
моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое
беззаконие» (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова
первомученика святого архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха
сего» (Деян. 7, 60).
Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все
пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным
венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более
ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых
приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой
благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях.
Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «...Приими
в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в
память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея,
и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и
нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки
веков». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная
глава.
Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее — месте его
страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на
родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена.
Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а
затем — в Рим.
Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви.
Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время
охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону
Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение
приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На
третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно
попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне
он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета.
Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и
ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на
сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о
чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на
том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев
построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе
(Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803
году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была
вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся
в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в
честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве,
неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику
Около 861 года оба брата в составе византийского посольства в Хазарский
каганат дважды побывали в Херсонесе, затем были посланы императором
Михаилом III в Великую Моравию, одно из крупнейших государств Средней
Европы того времени.
Эта миссия была организована по просьбе моравского князя Ростислава
(846 - 879 гг.), который стремился ограничить в своем княжестве влияние
немецкого духовенства и хотел, чтобы христианское учение
проповедовалось на понятном славянам языке, а не на латыни.
Кирилл и Мефодий осуществили перевод книг Священного Писания с
греческого на славянский язык, а также литературу, необходимую для
осуществления богослужений. В основу перевода легли хорошо известные им
восточно-болгарские диалекты.
В отличие от других практиковавшихся в ту эпоху способов записи
славянской речи славянское письмо Кирилла и Мефодия представляло собой
особую законченную систему, созданную с учетом всех специфических
особенностей славянского языка. Для текстов переводов ими была создана
особая азбука - глаголица. Братья также обучили местных
священнослужителей совершать богослужение по-славянски. Этот опыт
получил распространение и в соседних населенных славянами землях.
В результате переводческой деятельности Кирилла и Мефодия был создан
корпус текстов на славянском языке, который давал представление об
основных нормах христианского мира, вместе с тем был создан и
литературный язык, способный на столь же высоком уровне, как греческий
и латинский, обслуживать все сферы жизни славянского общества.
На самом деле по летописям письменность уже существовала у славян, и
это подтверждено неоднократно разными источниками. И учеными и
писателями сейчас указывается на это. И в прежние века это
подтверждалось и Ломоносовым и Екатериной и Татищевым.
Необходимо отметить, что Кирилл и Мефодий создавали на самом деле не
славянскую письменность. Они создавали церковно-славянскую азбуку для
христианской церкви. Кирилл и Мефодий взяли древнеславянскую буквицу, в
которой было 49 букв, 5 букв выбросили, потому что не было в греческом
языке таких звуков, а для 4 дали греческие названия.
Вклад этих святых, равно почитаемых как Католической, так и Православной Церквями, несомненно велик.
Прежде всего, именно благодаря Кириллу и Мефодию мы имеем современный
русский алфавит. Во-вторых, они первые перевели на славянский язык
Священное писание и Богослужебные книги. Самое главное, что они сделали
первые шаги к тому, что сегодня мы можем служить литургию на своем
родном языке.
14 февраля.
Неделя сыропустная.
Прощеное воскресенье.
Трифон-перезимник. Православная церковь почитает святого мученика Трифона.
Прощёное воскресенье - проводы масленицы. Последний день перед постом.
Когда полагается всех простить и попросить прощения у всех. И с чистым
сердцем вступить в пост.
На Трифона звездисто - к поздней весне.
Длинные капельники - долгий лен.
Капель с сосульками к урожаю конопли.
В этот день девицы молятся о женихах, так как февраль месяц свадебный.
На Трифона заклинают мышей, чтобы не портили скирды с хлебом.
Родившимся в этот день следует носить огненный опал, алмаз.
.