Народный календарь,традиции и приметы
Православный календарь: Перенесение мощей блгв. князей
Российских Бориса (1072) и Тлеба (1115), во святом
Крещении Романа и Давида.
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019 - 1054) глубоко почитал
своих братьев, святых мучеников Бориса (+ 1015; память 24 июля) и Глеба
(+ 1015; память 5 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис
погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи
благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их
перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008 - 1035) с
собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого
страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика
Бориса. [more=читать далее...
]Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи
святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в
специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен
построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников.
Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб
В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых
страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их
братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало
празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его
установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 2
мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения
за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания
киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на
Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в
1026 году, новый, "в верх один". На освящении его присутствовали два
митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами,
игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все
трое Ярославичей (Изяслав, Святослав,
Всеволод), было приурочено ко 2 мая, это число и было утверждено для
ежегодного празднования.
Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073 - 1076 гг., предпринял
попытку сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку
стен лишь до восьми локтей. Всеволод (+ 1093) достроил церковь, но она в
ту же ночь обрушилась.
Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков
Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию
между ними. Сын Изяслава Святополк (+ 1113) устроил святым серебряные
раки, сын Всеволода Владимир Мономах (+ 1125) в 1002 г. тайно, ночью
прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но их
превзошел сын Святослава Олег (+ 1115), знаменитый "Гориславич",
упоминаемый в "Слове о полку Игореве". Он "умыслил воздвигнуть
сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии
всего, что нужно". Церковь была готова в 1011 году. Расписав ее, Олег
"много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи".
Святополк не хотел, "зане не он создал ту церковь".
Смерть Святополка Изяславича (+ 1113) вызвала в Киеве новый мятеж,
который едва умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим
князем. Решив скрепить дружбу со Святославичами совместным торжеством
перенесения мощей в Олегов храм, он дал знать Олегу и Давыду (+ 1123).
"Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег со своими сыновьями пришли к
Вышгороду. И все святители, игумены, черноризцы, поповство сошлось,
наполнив весь город и по стенам градским не уместились". Наутро, 2 мая
1115 года, в Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах -
старой и новой, началось перенесение мощей. При этом произошло
своеобразное разделение: "и повезли на санях сначала Бориса, с ним шли
Владимир, митрополит и духовенство". За ним на других санях повезли
святого Глеба: "с ним шел Давыд с епископами и духовенством". (Олег ждал
всех в церкви.)
Это разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис
считался небесным покровителем преимущественно Мономашичей, святой Глеб -
преимущественно Ольговичей и Давыдовичей. Доходило до того, что
Владимир Мономах в своем "Поучении", говоря о Борисе, не упоминает
Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали
именем Борис.
Вообще же имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были
излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега
Гориславича носили имена Роман (+ 1079), Глеб (+ 1078), Давыд (+ 1123),
один из сыновей его носил имя Глеб (+ 1138). У Мономаха были сыновья
Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого - Борис и Глеб, у святого Ростислава
Смоленского - Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского - святой благоверный Глеб (+ 1174), у Всеволода Большое Гнездо - Борис и
Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого (+ 1101) - полный набор
"борисоглебских" имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.
Вышгородские святыни были не единственным центром литургического
церковного почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба,
распространенного по всей Русской земле. Прежде всего, существовали
храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим
подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на
Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил
дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Твери, где конь Глеба
повредил ногу; обители того же имени на Смядыни - на месте убиения Глеба
и на реке Тверце, близ Торжка (основан в 1030 г.), где хранилась глава
святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте
- в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля
1019 года, и на Гзени, в Новгороде - на месте победы над волхвом Глеба
Святославича.
Ольговичи и Мономашичи состязались в создании великолепных храмов
святым мученикам. Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115
г. Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась
позже Борисоглебской). Его брат Давыд строит такой же в Чернигове (в
1120 г.). В 1132 г. Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в
Кидекше на реке Нерли, "где было становище святого Бориса". В 1145 г.
святой Ростислав Смоленский "зяложи церковь каменну на Смядыни", в
Смоленске. В следующем году возник первый (деревянный) Борисоглебский
храм в Новгороде. В 1167 г. на смену деревянному закладывается
каменный, оконченный и освященный в 1173 году. Строителем церкви
новгородские летописи называют Сотко Сытинича - былинного Садко.
Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми,
канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была
составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн
I, митрополит Киевский (1008 - 1035), что подтверждают записи в Минеях
XII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников
Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах,
чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах XII - XIX
веков.
Приметы и традиции: - Святые Борис и Глеб
Сеятели, Барыш-день, соловьиныйпраздник.
- С этого дня начинают петь соловьи.
- Соловей запел — весна на убыль пошла, а лето на прибавку.
- Соловей поёт всю ночь — будет солнечный день.
- Соловей запел на голые деревья — неурожай на садовину.
- Соловей запел — вода на убыль пошла, можно начинать посевную.
- Обычно перед посевом произносили краткую молитву, а во время самого
сева молчали.
- Если соловья услышишь раньше кукушки — счастливо проведёшь лето.
- Сев в этот день полагалось заканчивать: <Не отсеялся на Бориса — с
Бориса и сам боронися>.
- Если вам сегодня удастся что-то выгодно продать — весь год с барышом
будете
Именины
Памятные
даты
Праздники 15 мая
15 (3 – 15) мая Фестиваль Аои
(фестиваль лесной мальвы)
Один из самых старинных фестивалей в мире, он назван в честь лесной
мальвы, листьями которой украшали костюмы участников фестиваля. По
легенде, император Киммэй отправил своего сына посетить храмы Симогамо и
Камигамо и умилостивить дарами богов, которые послали на Японию
стихийные бедствия. Чудо свершилось, и штормы с наводнениями
прекратились. Основной праздничный парад проводится 15 мая, но фестиваль
начинается 3 мая, когда проводятся конные соревнования по стрельбе из
лука в храме Симогамо. А 5 мая в храме Камигамо проводятся скачки –
соревнования между двумя командами, одетыми в костюмы эпохи Хэйан (8
век).
Римские праздники
И́ды (лат. Idus,
от этрусск. iduare, «делить») — в римском календаре так назывался день в
середине месяца. На 15-е число иды приходятся в марте, мае, июле и октябре; на 13-е — в остальных восьми месяцах.
После реформы календаря Юлием Цезарем связь между длиной
месяца и числом, на которые приходятся иды, была утеряна.
Иды были посвящены Юпитеру, которому в тот день жрец
Юпитера приносил в жертву овцу. |