День мученицы Агриппины, мученика Евстохия. Святителя Германа, архиепископа Казанского.
В этот день идёт празднование в честь Владимирской иконы Божией
Матери. Это одна из самых чтимых на Руси чудотворных икон Божией
Матери. По преданию, святой апостол и евангелист Лука написал этот
образ. Установлено празднование Владимирской иконе 8 сентября (26
августа) в честь чудесного избавления Русской земли от страшного
нашествия татар и 3 июня (21 мая) в память спасения Москвы от татар,
пытавшихся в 1521 году завладеть Первопрестольной. 6 июля (23 июня) Русская Православная Церковь вспоминает благодатную помощь Владычицы, бывшую от Её Владимирской иконы
в 1480 году, когда произошло знаменитое «стояние на Угре»: русские
войска под предводительством Иоанна III противостояли ордам хана
Ахмата, который так и не решился перейти через реку, названную «поясом
Богоматери», охраняющей московские границы. Этот день считается датой
окончания татарского ига.
Аграфена-лютые коренья. Аграфены-купальницы. В этот день проводились
общие купанья с песнями, говорили: «закупываются». На Руси исстари
парились в этот день утреннею порою в банях. Больных старух и хворых
людей вносили в баню на жгучей крапиве и парили их целебными травами.
После бани садились за стол завтракать, ели обетную кашу (это каша в
складчину, поселяне приносили крупу в общий котёл) или называли её ещё
мирской кашей, ею угощали нищих, убогих. Купальницкая обетная каша
варилась из толчёного в ступе
ячменя. Купание в реках начиналось с полдня и продолжалось до позднего
вечера. Между купаниями проходили игры и пиршества. К купанию
приступали торжественно, с песнями: одни купаются, другие на берегу
поют, поэтому песни не смолкали. В этот день был обычай водить детей
умываться к студенцам (родникам). Умывая их, бросают в студенцы медные
деньги. Также днём отправлялись в лес заготавливать веники на весь год.
В средней полосе обычно берёзовые, в северных районах — это целые
букеты, в которые входит рябина, черёмуха, смородина, липа, разные
травы. В это время травы уже в самом соку, начинался сбор лечебных,
лекарственных трав, кореньев, считали, что накануне и в ночь Ивана
Купалы они приобретают особую целебную силу. Наши поселяне купальницею
называли особую траву: лютик, кошачью дрёму. Этой траве приписывали
разные целебные свойства. Собирали купальницу рано, когда она в росе, и
сохраняли в стеклянках для лечения, а также делали из неё веники и
парились «лютыми» кореньями в бане в надежде помолодеть. Дети из этой
травы плели венки, делали шапки, колпаки и надевали на головы во время
игр. Считалось, что в ночь на Ивана Купалу ведьмы и всякая нечисть силу
получают, поэтому крестьяне для предохранения себя от ведьм клали в
этот день на окнах изб жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов —
молодое осиновое дерево, вырванное с корнем. По убеждению народа, в
ночь на Ивана Купалу деревья переходят с места на место и разговаривают
между собой шелестом листьев, беседуют друг с другом животные и даже
травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
Считали: «Репу сей на Аграфену — хороша репа будет».
- День Мученика Ермия. Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять,
когда жать и когда в скирды убирать. Полагают, что в этот день
непременно нужно окончить посев.
|