В этот день славяне почитали противника Перуна — Мороза — ипостась Велеса. Можно сказать, что Мороз — зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.
Мороз был женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы была красавица-дочь — Снегурочка.
День Деда Мороза и Снегурки был символичным окончанием зимы, за ним уже шла широкая и щедрая Масленица
Новый год деревьев
30 января(дата для 2010 года)В этот день, называемый в Израиле Ту би-шват, обычно заканчивается
сезон дождей и природа возрождается. Ту би-шват — это 15-е число месяца
шват по еврейскому календарю. В иудаизме существует четыре хронологии,
четыре календаря, согласно которым измеряется возраст четырех миров.
Согласно одному календарю (первый месяц которого — нисан),
отсчитывается история Израиля, согласно второму (первый месяц которого
— тишрей) — история всего человечества, согласно третьему календарю
(первый месяц — элул) измеряется возраст животных, и согласно
четвертому (первый месяц — шват) — растений.
Относительно деревьев имеется еще и дополнительное обстоятельство: закон запрещал использовать плоды растения на протяжении первых трех лет его плодоношения, а для того чтобы знать возраст растения, необходимо строго установить день его рождения. Им и признается Ту би-шват. В этот день нет запретов на работу, он не отмечен призывом к праздничному веселью, и он никак не упоминается в молитвах. Но сложились некоторые традиции его отмечания.
После разрушения Второго Храма в 70 году н.э. многие евреи были вынуждены покинуть землю их отцов. Поскольку не стало еврейского Храма и государство распалось вместе со всеми его законами, то и празднование Ту би-шват перестало существовать. За годы опустошений и войн были уничтожены многие леса и рощи. Постепенно земля превратилась в пустыню.
С возникновением сионистского движения начался новый этап в истории развития праздника. Иммигранты, вернувшиеся в землю их отцов, понимали, что необходимо преодолеть пустыню, осушить болота и превратить землю в цветущий сад. В 1890 году 15 швата директор школы, писатель и историк Зеэв Явиц вышел со своими учениками, чтобы посадить деревья. Так была создана новая традиция в стране: сажать деревья в Ту би-шват. Цветущее миндальное дерево уже в начале поселенческого движения превратилось в символ праздника.
Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но и ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, человек силен своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети.
Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. Это — пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат, упомянутые в Торе, и другие. В этих трапезах обращается внимание на порядок потребления плодов в связи с их происхождением, с соотнесением их съедобных и несъедобных частей. По разным традициям, на столе должно быть семь, пятнадцать или даже пятьдесят видов плодов!
Гаханбар, посвященный Воху-Ману
В этот праздник проигрывается мистерия Благой Мысли. Любое дело начинается с закладки, то есть сначала появляется мысль, потом слово и дело. Момент зарождения мысли должен быть благим, и за это отвечает Воху-Ман. Поэтому в этот день благотворно задумывать новые дела, особенно связанные с обучением, знаниями.
В мистерию праздника входит гадание по снам, обретение имени, освящение шляп, книг, ворот, ключей, дверей.
Ритуальная пища — молочные продукты. Воху-Ман считается покровителем скота.
В этот день зажигают 8 огней
День святого Саркиса — покровителя влюбленных в Армении
30 января (дата для 2010 года)Святой Саркис (St. Sarkis, 320—370) — один из самых почитаемых
святых Армянской апостольской церкви и всего армянского народа. Святой
Саркис был родом из провинции Гамерек, жил и совершал подвиги во
времена правления императора Константина Великого. Под влиянием
проповедей полководца Саркиса многие воины принимали крещение. В 363
году, при императоре Юлиане Отступнике, святой Саркис пострадал за
Христа.
Проснувшись и осознав, что произошло, Саркис молниеносно оседлал своего белого коня, вскочил на него, посадив рядом свою возлюбленную, прорвался сквозь городские ворота и покинул город.
Вот поэтому влюбленные стали почитать святого Саркиса и видеть в нем своего покровителя и защитника. И святой Саркис всегда помогает и содействует молодым влюбленным, ищущим у него защиты.
Праздник покровителя молодых влюбленных святого Саркиса в Армении официально отмечают с 2007 года. Ночью перед праздником молодые едят соленый блин и ожидают откровения во сне: какая же невеста или жених будет им предназначена.
Церковь же призывает в эти дни усердно молиться святому Саркису. В связи с этим празднику предшествует пятидневный пост.
В день праздника в малом центре столицы Армении, в церкви Сурб Саркис, особенно многолюдно. Здесь, как и во всех армянских храмах, проходит праздничная литургия. Многие молодые, парами или пока еще в одиночку, приходят за благословением
День работников азербайджанской таможни
30 января.
Антон-перезимник. Православная церковь почитает преподобного Антония Великого.
Перезимье - середина зимы.
Обнадежит Антон на один день теплом.
Родившиеся в этот день отличаются неуемной веселостью. Им следует носить александрит, хризоберилл.