Вечер 6 января —
Рождественский сочельник, канун Рождества. В народе его также называют «коляды».
Значение святой ночи появления на свет Богомладенца Христа столь велико, что
даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества
Христова. На Руси же этот праздник был особенно любим. Сочельник —
заключительный день Рождественского поста. Традиционно в этот день в пищу можно
было принимать лишь так называемое сочиво — размоченные зерна пшеницы с
медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику. В
Рождественский сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений за
Богослужением «Волсви же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились
за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил
когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно начинать
праздновать.
Главное кулинарное событие Рождества — это ужин в Сочельник.
Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена — в
память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и
расставляли на нем двенадцать блюд — по числу апостолов — и все блюда были
постными. А с наступлением 7 января на стол разрешалось ставить и мясные блюда.
До 5 века все христианские церкви отмечали праздник Рождества Христова и
Крещения 6 января. В дальнейшем, некоторые церкви начали отмечать Святое
Рождество 25 декабря, чтобы люди забыли отмечаемый в этот день языческий
праздник. Армянская церковь осталась верна старому порядку и день
рождения Христа отмечает 6 января. В этот день Армянская церковь отмечает также
день Крещения Христа. Накануне праздника Святого Рождества, вечером
служится литургия, которая называется Литургия Сочельника. В этот день верующие
зажигают свечу в церкви и несут ее домой, для освещения дома и подготовки к
празднику Рождества Христова. На следующий день, 6 января, утром
служится рождественская литургия. Далее осуществляют праздник крещения Христа с
церемонией освящения воды.
Праздник Крещения Господня, или Богоявления, наравне с праздником Пасхи,
является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Иисуса Христа
Иоанном Крестителем в реке Иордан. Согласно христианскому вероучению, именно
после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме
того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати,
получив в этом таинстве очищение живой водой, приводящее в жизнь вечную. Поэтому
принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности
верующих к Церкви. В западной церкви праздник получил название
Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса
Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес
свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса,
подтверждая таким образом Слово Отца. В церковный календарь праздник
Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством
Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции). В IV
веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником
Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января. У католиков центральным
содержанием праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении
младенцу Иисусу языческих королей - магов Каспара, Мельхиора и Валтасара,
пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении
трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны, Христу как царю
приносится в жертву золото, как богу - ладан, как человеку - мирра. Праздник
Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов), или Festum
regum (Праздник царей) и связывается с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов
(трех царей) - Каспара, Мельхиора и Валтасара.
Празднование Богоявления
заключается в посещении торжественной мессы в костеле и семейном ужине после
полуночи у камина с «рождественским поленом». По западной традиции в день
Богоявления совершается не только освящение воды, но также ладана и мела,
которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов:
«К+М+В». Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от
благополучия семьи, живущей в нем. Мел же хранится весь год, как и вода у
православных. До сих пор сохраняется традиция жечь костры - «эпифанские огни»,
освещающие «путь волхвов»
Богоявление - один из самых почитаемых праздников в Болгарии. Считается, что в
этот день Господь Иисус Христос принял крещение в реке Иордан от Иоанна
Предтечи. Поэтому в этот день свои именины празднуют люди с именами Иордан,
Иорданка, Богдан, Богдана. Праздник тесно связан с водой и купанием в
холодной воде. После службы в храме священники во главе многолюдной толпы
отправляются к ближайшей реке или водоему, где намечено бросать в воду крест.
Это захватывающее зрелище собирает не только верующих, но и толпы зевак.
Вынимать крест из воды обычно готовятся молодые мужчины. Считается, что того,
кто первым вынет из воды брошенный священником крест, весь год ждут успех и
здоровье. Еще поверье гласит, что если крест замерзнет в воде, то урожай
уродится на славу. Девушки тоже по-своему принимают участие в этом
празднике. Еще до восхода солнца они отправляются к колодцу или к ручью налить
себе «крещеной» воды. У ручья они обмывают домашнюю икону и свои лица. В
Родопах есть еще традиция в этот день бросать в воду молодоженов (тех, кто в
истекшем году обвенчались), чтобы они зарядились на весь год здоровьем. Бросание
в воду совершается специальными людьми - «хаскарами». Если реки поблизости нет,
то обряд совершается у родника или у колодца. В народе праздники
Богоявление и Иванов день называют «Водицы» из-за связи с водой.
В этот
день также отмечается день рождения великого сына болгарского народа Христо
Ботева, короткая, но яркая жизнь которого сыграла огромную роль не только в
борьбе болгарского народа за свободу, но и в болгарской литературе, истории,
культуре.
Посвящены Туру - одному из древнейших почитаемых среди славян тотемных животных,
в котором воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода
славянского. Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан,
покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм,
плясам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым
оленем, а в таежных лесах сохатым. В этот день гадают на весь будущий год, так
как праздник закрывает зимние святки. 12-ый день святок соответствует 12 месяцу
года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Собирают снег для
отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может
сохранить воду на весь год. Славяне видели в празднике Тура древнейший
обряд юношеских посвящений в мужчины, когда, воплощаясь волком, юноша должен был
проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура.
Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о
себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и
обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение
объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у
противника. Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и
храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в
воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки. Но Турицы еще и
пастуший праздник, в это время приглашает община себе пастуха на очередной
сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на
длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки,
а община - кушанья, и праздником отмечают свой сговор.
С этого момента
принимает он заботу о стаде и здоровье его, а Тур помогает ему в этом деле,
защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отелу коров от всяких напастей
и болезней.
Масленица по-чешски – «masopust». Перевод этого слова звучит примерно так:
пост от мяса. Масленица начинается после праздника Трех королей, то
есть после 6-го января, и длится до начала пасхального поста. Празднуется в
последнюю неделю перед «пепельной средой» (popelecni streda), то есть до начала
сорокадневного поста. Обычай веселиться и пировать в конце зимы пришел в
Чехию в 13 веке из Германии (поэтому например в Моравии вместо «масопуст»
говорят «фашанк» от немецкого Fasching). Традиция сохранилась, прежде всего, в
деревнях, но в последнее время обновляется и в городах. В Праге, например,
проходит карнавал в квартале Жижков уже с 1993 года. Неделя, полная
бурного веселья, начинается с «жирного четверга» («tucny ctvrtek»). В тот день
много едят и пьют, чтобы весь год хватало сил. Главным блюдом на «жирный
четверг» была свинина с «кнедликами», вареными на пару клецками, и капустой.
Запивалось все горячим пивом и сливовицей. В период масленицы в большом
количестве готовят классические, весьма питательные блюда. Печеные утки,
поросята, студни, калачи и пышки, елито и йитрнице. Елито готовят из свинины и
свиной крови и подают к столу вместе с лепеницей, а йитрнице - это колбаса из
рубленой свинины и ливера. Тлаченка с луком, ароматный овар, суп из попок,
вяленая ветчина, запеченные колбаски, жареный сыр гермелин, аппетитные сладости,
и это еще не весь масленичный ассортимент. Символ русской Масленицы – блины, а
масопуст славится пончиками. На Масленичных маскарадах (в последние дни
«масопуста») чехи обычно наряжаются в охотников, женихов и невест, мясников,
лавочников и других народных персонажей. Среди них обязательно есть маска
медведя - мужика, который ведет медведя на цепи. Медведь должен был пугать
маленьких детей. Можно увидеть и маску лошади и еврея с мешком. Каждый ряженый
хорошо знает, как себя вести: например еврей с мешком громко ругался по поводу
подносимых ряженым подарков и угощения, подарки ему должны были казаться
маленькими, а угощение скудным. В последнее воскресенье масопуста
устраивается бал (особенно живописны деревенские балы). Все танцуют и веселятся
до утра. В некоторых деревнях устраивают бал еще и в понедельник, называют его
«мужовский», это значит, что танцевать могут только те, кто женаты или замужем.
Масопуст - время, когда бездействуют все законы и обычаи (конечно за
исключением уголовных), время, когда можно делать и говорить все, что в обычные
дни нормальному человеку даже в голову не придет. Заканчивается
масопуст во вторник большим маскарадным шествием. Во многих местах проходят
похороны контрабаса – значит, закончились балы и веселье, пора начать соблюдать
пасхальный пост.
У этого празднества древние языческие корни и много дополнительных названий,
пришедших со временем: Праздник костров - в этот день на окраинах
городов и на специально подготовленных площадках жгут гигантские костры из
прошлогоднего мусора и запускают фейерверки. Праздник «Треттаундинн»
(Тринадцатый день после Рождества) - он символизирует уход в горы последнего из
многочисленных местных Дедов Морозов. Йоль считается «Матерью всех
Ночей», и праздник посвящается дисам - женским божествам родовспоможения и
судьбы. Традиции празднования очень близки рождественским. В дом
приносят и украшают ветки вечнозеленых деревьев или целые деревья. Под йольское
дерево складывают подарки. Кроме того, в Исландии считается издавна,
если не обзавестись к Йолю новой шерстяной одежкой, можно попасть в немилость
Йольскому Коту: он придет и проверит, есть ли обновки, и если не обнаружит,
отберет праздничный обед (в лучшем случае) или даже детей.