Нью-эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра») — общее название совокупности различных оккультно-
мистических течений (движений). Также называется движением «Новой Эры»,
«Эрой Водолея» и «Новым Веком». Зародилось в XIX веке. Последние яркое
проявление — после Второй мировой войны. Достигло наибольшего расцвета в 1970-е годы. Название движения связано с его ориентацией на наступающую новую астрономическую эпоху — «Эру Водолея», которая продлится около 2000 лет и начнётся с XXI-го столетия.
«Нью-эйдж» отличается от известных религиозных движений тем, что оно не представлено какой-то одной отдельной религиозной общностью (сектой, общиной, традицией, школой), а включает в себя множество различных духовно настроенных направлений.
История нью-эйджа
Понятие «Нью-эйдж» вновь проявилось в американских масс-медиа в 1980-е годы,
однако зародилось оно гораздо раньше. В ХХ веке «Нью-эйдж» уже
существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой
сформировались ещё в предыдущем столетии. Предшественниками «Нью-эйдж»
были оккультные течения конца XIX — начала XX века, такие как спиритизм, месмеризм, астрология, магия, каббала, герметизм, антропософия, сакральная геометрия и паранормальные явления.
Предпосылки возникновения «нью-эйджа»
Зарождение «Нью-эйдж» связано со многими обстоятельствами, из которых наибольшее значение имели:
- Повышение уровня базисной грамотности, развитие средств связи, массовой информации и книгопечатания;
- Частичное открытие для западных читателей ранее малодоступных восточных учений;
- Ослабление давления христианства и развитие свободомыслия;
- Разрыв между научным и мистическим мировоззрением, проявившийся особенно остро в XX веке.
Развитие ранних идей «нью-эйджа»
После первых переводов упанишад и открытия Японии
для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Хотя
информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний
заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к
восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в
западных странах развернули активность миссионеры и проповедники
восточных конфессий.
Сам термин New Age ввела Алиса Бейли. Крупное международное сообщество нью-эйджа образовалось в Шотландии в 1962 году под названием Фонд Финдгорна (Findhorn Foundation).
В Германии приобрело силу движение антропософов, в котором видную роль играл Рудольф Штейнер.
В Бразилии под влиянием писателя-спиритуалиста Аллана Кардека возникли афробразильские традиции Кандомбле и Умбанда.
Массовое развитие «нью-эйджа» в 1980-е годы
В 1980-е
нью-эйдж захлестнул многие страны, возникло много разнородных течений и
групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных.
Обычно ньюэйджевские группы привязываются к одной или нескольким
традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в
широкодоступную технологию.
Вот наиболее популярные элементы, из которых складываются ньюэйджевские течения:
- гимнастика йоги, цигун или тайцзицюань, а также другие виды гимнастик или единоборств, построенные на этой базе или им подражающие. Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых Китайскими мастерами и их учениками;
- методы йогической, китайской или буддийской медитаций, динамическая медитация;
- бесконтактный массаж, рэйки, различные виды целительства;
- мистические группы, чтение мантр, посвящения, духовная иерархия;
- психоделические практики;
- астральные полёты, медиумические погружения, контакты с мистическими существами и инопланетянами;
- бытовая магия, заговоры, заклинания, ритуалы, магические предметы, кристаллы, маятники, гадания;
- новые религии и секты, неоязычество, шаманизм.
Положения мировоззрения нью-эйдж
Хотя взгляды различных ньюэйджевских групп обладают большим
разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений,
используемых наиболее часто.
- Единство всех религий (все религии утверждают одно и то же, много
путей ведут к одной и той же реализации). Этот тезис нередко приводит в
ньюэйджевской литературе к некритической популярной смеси
малосовместимых учений.[источник?]
- Вера в прошлые рождения и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению.
- Вера в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней.
- Ощущение единства всех живых существ как одного безбрежного океана энергии.
- Представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» и «трансперсональной реальности».
- Вера в сложную духовную иерархию и возможность отдельно взятых учителей подниматься на высшие ступени.
- Вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей.
- Представление о единстве науки, мистики и религии.
- Общая вера в Добро, Любовь и Светлые силы.
- Вера в глубокий смысл непонятных мистических обрядов и уважение к обрядности.
В связи с такого рода представлениями, в нью-эйдже формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе различные):
- Ценность высшего духовного достижения (нирвана, самадхи, реализация, просветление).
- Ценность видения необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактёры, визионеры астральных миров, психонавты).
- Общегуманные ценности (любовь, ощущение духовного единения).
- Ценность правильного образа жизни (вегетарианство, воздержание, добро, соблюдение ритуальной правильности и т. п.).
- Ценность избранности, посвящения, приобщённости к тайне и входа в замкнутое духовное братство.
Нью-эйдж и религии
Нью-эйдж формирует бесчисленные поп-религиозные группы, духовные
организации и секты, чаще на базе какой-нибудь мировой религии, но в
вульгаризованном виде, или на базе эклектической смеси нескольких
религий.
Хотя индуизм
наиболее привлекателен в ньюэйджевской литературе, многие индуистские
общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения
не входят в касты. Поэтому под ньюэйджевским индуизмом часто
маскируются школы йоги, школы медитации, школы отдельных
активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Саи Баба), расширяющие своё учение или ориентированных преимущественно на западных учеников.
В последнее время появилось немало новых местных и международных
религиозных движений и сект, выросших из нью-эйджа, как на Западе, так
и на Востоке:
- Больщую известность приобрёл Ошо, разработавшего многостороннюю систему динамических медитаций.
- Получили развитие международные суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инайят Хана; эти школы рассматривают суфизм как движение самосовершенствования, не привязанное жёстко к исламу.
- Сходна с суфизмом система развития человека, разработанная Георгием Ивановичем Гурджиевым и развитая Петром Демьяновичем Успенским.
- Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых Китайскими мастерами и их учениками.
- Японская новая религия оомото-кё подвигла создателя айкидо Морихэя Уэсибу базировать это боевое искусство на постулатах новой религии ненасилия.
- Большую популярность приобрело учение Друнвало Мельхиседека.
Обратное воздействие нью-эйджа на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.
- Религия Као Дай возникла во Вьетнаме под влиянием популярного французского спиритизма и выросла до многих миллионов сторонников.
- Религия Бахаи возникла в Персии ешё в XIX
веке и была жёстко подавлена властями, но распространилась по всему
миру и на западе, впитав в себя немало идей нью-эйджа. Сейчас
насчитывает миллионы сторонников
- Японское движение оомото-кё, корейский Нуль-буддизм сочетают традицию с боевыми искусствами и положениями нью-эйдж
- Болгарское Белое братство
- Общество Аум Синрикё в Японии, пропагандирующее смесь индуизма с тантрическим буддизмом, христианством и научной фантастикой, оказалось замешано в террористической деятельности.
Нередко под влиянием нью-эйджа менее многочисленные традиции сильно деформируются и переориентируются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам деформировали традиционный уклад общества.
Так последователь Нью-Эйдж религии и священник Оомото в Беларуси Бумата Мататацу организовал в 1990-х годах финансовую пирамиду «Сэкай» и тысячи вкладчиков потеряли в недрах этой религии свои деньги.
Нью-эйдж в России
Среди активистов Российского нью-эйдж движения можно отметить: Б.
Золотова, И. Калинаускаса, В. Степанова, П. Мамкина, Г. Широкова, В.
Антонова, С. Всехсвятского, С. Стрекалова, П. Бурлана (создатель
системы Симорон), В. Майкова (трансперсональная психология), Л. Тетерникова (система сплавления тантры и йоги).
Нью-эйдж и медицина
Под влиянием нью-эйджа возникло немало течений целительства,
использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных
рецептов до психотерапии, разной степени эффективности и полезности,
как в легальной так и в нелегальной форме.
Помимо традиционных восточных школ (акупунктура, аюрведа), на Западе появились еще следующие новые течения:
- рэйки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж;
- шаманские лечебные ритуалы;
- различные психотерапевтические практики;
- религиозные ритуальные практики.
Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический подход ко всем системам человека.
В разных странах отношения к нетрадиционной медицине разное. Одни
методы находят официальное признание, другие методы требуют наличия
определённых сертификатов, третьи запрещаются и преследуются.
В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат
- положение об энергии (пране, ци), питающей органы и жизненные силы человека;
- представление о возможности воздействия на энергетические системы
человека с помощью сосредоточения мысли, психических практик или с
помощью энергетических пирамид, жезлов, талисманов;
- положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из китайской медицины.
Нью-эйдж и культура
После посещения и проживания в восточных странах, некоторые творческие
люди использовали идеи нью-эйджа для создания новых жанров искусства. В
наши дни нью-эйджем также называют популярный на Западе жанр музыки
и песен. Он характерен исполнением восточных мотивов и молитв на
множестве инструментов и часто используется для медитаций, например Karunesh, Osha, Govi, Kitaro, Chinmaya Dunster, Abhirama
и другие. В последние годы этот жанр был коммерциализирован, играя роль
необычной фоновой музыки в художественных произведениях.
Критика нью-эйджа
Нью-эйдж подвергается критике (а иногда бойкоту) с различных позиций.
Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность
многих положений нью-эйджа, неповторяемость и непроверяемость.
Рациональной критике подвергается медицина и попытки внедрения методов
в науку, в частности введение понятий «биополе», «персонального магнетизма» по аналогии с физикой.
Представители религиозных традиций подвергают нью-эйдж критике за
отсутствие глубины и преемственности, многие представители традиционных
конфессий подозрительно относятся к нью-эйджу, опасаясь
коммерциализации, популяризации, профанации тысячелетиями накопленных
представлений.
Традиционные ветви христианства относятся резко отрицательно к
нью-эйдж и считают, что адепты нью-эйдж подвергают себя большой
опасности духовного самообмана.
Несмотря на утверждения критиков, в рамках нью-эйджа возникают и
серьёзные течения, направленные на сохранения аутентичных традиций,
системное осмысление и сопоставление многообразных философий, практик и
способов мышления, выработка общегуманной философии и соединения
религии, философии и науки, взаимопонимание между народами. Идеи
нью-эйджа нередко вдохновляют исследователей на творческую деятельность. |