Народный календарь традиции и приметы Языческий календарь
Долгожданное начало лета
24 июня
По новому стилю праздник Ивана Купалы отмечается 7 июля.
Праздник летнего солнцеворота — солнцестояния. Из участников
праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник»,
который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и
различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники
(волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина. С утра девушки собирают
травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь,
зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы
обычно крепятся на поясе.
Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в
полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном
для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера).
Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в
народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают
изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста.
Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.
«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему
следует приделать символ мужского достоинства и плодородия — деревянный
гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет.
Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни
заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра.
Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине
его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено
деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого
костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца,
не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для
сожжения лика Ярилы.
Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если
таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем
присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто
может их заменить (урядник, старейшина).
Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод
совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить
березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных.
Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки –
плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду
кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и,
обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к
сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается
девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да
бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.
Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают
игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают.
Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит
да осядет, начинается выбор суженых.
Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять.
Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу
на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А
разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся,
старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?»
Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир
(каша, яйца, сало, блины, пиво — обязательно). Каждому в руки
полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют
песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи,
зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые
обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из
веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.
На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в
ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при
костре — Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра
стоять на страже, охранять праздник от ворогов.
Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают
волшебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава,
зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица,
тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава). Смельчаки ищут в ночи
цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.
Сады Бахаи в Хайфе
Бахаи отмечают Праздник Девятнадцатого Дня — Рахмат, что переводится с арабского как «Милость».
Праздник отмечается в первый день месяца Рахмат по девятнадцатимесячному календарю бахаи.
Это праздник поклонения солнцу Этот праздник — старинный ритуал Инков поклонения солнцу, главному богу
Инков. Он называется Инти Райми (Inti Raymi). Это знак наступления
венца года инков и скорого сбора урожая, который, если того пожелают
боги, окажется обильным.
Это возрожденный древний праздник. Несмотря на то, что этот праздник
древний, в наши дни интерес к инкскому прошлому усилился, а язык кечуа объявлен вторым официальным языком Перу.
Чтобы насладиться красочным зрелищем популярного фольклорного праздника
в этот знаменательный день в город Куско съезжаются тысячи туристов из
разных уголков света.
Церемония встречи Солнца и поклонения ему проводится в столице инков
Куско и в древней крепости Саксайуамане. В честь праздника устраивают
театрализованное представление «Инти Райми», в котором участвуют и
профессиональные артисты. В массовых сценах участвуют самодеятельные
коллективы.
Перед зрителями оживают картины прошлого. Появляется Верховный Инка. Он
поклоняется Солнцу, благодарит его за урожай прошедшего года, просит
обилия земных плодов в будущем.
А потом, после празднества, участники праздника возвращаются в свои
деревни. Лица их непроницаемы. Они запомнили все, что видели в Куско,
до мельчайших подробностей, чтобы рассказать потом близким. Сдержанный
характер индейца не позволяет говорить о празднике много и бурно.
Рассказов по вечерам понемногу хватит теперь на целый год… .
Православный календарь
День памяти апостолов Варфоломея и Варнавы (I век).
Вместе со св. апостолом Павлом долгое время проповедовал Евангелие в
Малой Азии, затем на острове Кипр, и первый из апостолов отправился для
проповеди в Италию, был в Риме и основал епископский престол в
Медиолане. Был в Духе Святом и совершал многие чудеса.
По возвращении на Кипр апостол Варнава продолжал проповедь о Христе
Спасителе и этим возбудил против себя иудеев, которые побили его
камнями. Скончался апостол Варнава около 62 г., на 76-м году жизни.
В 448 г. апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу
Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. В указанном месте
христиане обрели нетленное тело апостола, и с этих пор Кипрская Церковь
стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного
избрания предстоятеля.
Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу
(память 14 ноября) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой
Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились
вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна.
Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей,
их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они
встретились с апостолом Иоанном Богословом
и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв
они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как
божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь
подтверждали многими знамениями.
В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда
он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом
разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество
народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие
крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить
в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с
жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным
богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов,
правитель приказал сорвать её. Дева Мариамна предстала в их глазах, как
огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к
распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось
землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и
множество народа. Прочие испугались и бросились
снимать Апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен
невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия
епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили
этот город.
Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно
скончалась (память ее 17 февраля). Апостол Варфоломей отправился в
Индию, там перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и
обратил ко Христу много язычников. Он посетил также Великую Армению
(страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), где
сотворил многие чудеса и исцелил одержимую бесом дочь царя Полимия. В
благодарность царь послал апостолу дары, но тот отказался принять их,
сказав, что ищет только спасения душ человеческих. Тогда Полимий с
царицей, исцеленной царевной и многими приближенными приняли Крещение.
Их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По
проискам языческих жрецов, брат царя Астиаг схватил Апостола в городе
Альбане (ныне город Баку) и распял вниз головой. Но он и с креста не
переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе. Тогда, по
приказу Астиага, содрали с Апостола кожу и отсекли главу. Верующие
положили его останки в оловянную раку и погребли. Около 508 года святые
мощи апостола Варфоломея перенесли в Месопотамию, в город Дары. Когда в
574 году городом завладели персы, христиане взяли мощи Апостола и
удалились к берегам Черного моря. Но так как их настигли враги, они
были вынуждены опустить раку в море. Силою Божией рака чудесно приплыла
к острову Липару. В IX веке, после взятия острова арабами, святые мощи
были перенесены в Неаполитанский город Беневент,
а в Х веке часть их перенесена в Рим.
О святом апостоле Варфоломее упоминается в житии Иосифа песнописца
(+ 883, память 4 апреля). Получив от одного человека часть мощей
апостола Варфоломея, преподобный Иосиф принес их в свою обитель близ
Константинополя и построил во имя Апостола церковь, в которой положил
часть его мощей. Преподобный Иосиф горел желанием составить в честь
святого хвалебные песнопения и усердно молил Бога даровать ему
способность к составлению их. В день памяти апостола Варфоломея
преподобный Иосиф увидел его в алтаре. Тот подозвал Иосифа, взял с
престола святое Евангелие и возложил ему на грудь со словами: "Да
благословит тебя Господь, песнопения твои да усладят вселенную". С того
времени преподобный Иосиф начал писать гимны и каноны и украсил ими не
только праздник Апостола, но и дни памяти многих других святых,
составив около 300 канонов. Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрской и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом (Ин. 1, 45 - 51; Ин. 21, 2).
Иоанн Креститель
Праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением
Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25,
57-68, 76, 80).
По учению иудаизма, перед приходом Мессии должен явиться его
предшественник — предтеча, которым в соответствии с пророчеством
Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия.
В христианстве учение о провозвестнике Мессии — Иисуса Христа — связано
с образом пророка Иоанна Крестителя, возобновившего и продолжившего
служение Илии. Как повествует Евангелие, сам Иисус назвал Иоанна
«Илией, которому должно прийти» (Мф. 11:14).
Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он начал проповедовать в
Иудейской пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан. Он сурово
обличал пороки общества и призывал к покаянию, возвещая о скором
пришествии Мессии.
Его внешний вид также соответствовал описаниям облика Илии: он носил
одежду из верблюжьего волоса, подпоясанную кожаным поясом, а пищей ему
служила саранча и дикий мед (Мк. 1:10-16).
Проповедь Иоанна была настолько сильна, что вскоре вокруг него стали собираться ученики, основавшие общину его последователей — кумранитов.
Внешним знаком покаяния и духовного обновления Иоанн избрал крещение —
омовение в воде и погружение в нее (отсюда и имя — Креститель).
Принять крещение пришел и Иисус, о достоинстве которого как Мессии
возвещал в своей проповеди Иоанн (Мф. 3: 14-15). Тем самым Иоанн
Креститель проложил путь служению и учению Иисуса Христа.
Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и
мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III
века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как
восточными, так и западными христианами — его называли «светлым
торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был
введен в христианский календарь. Народная традиция и приметы 24 июня. Петров пост.Варнава. День Варнавы-Богодана.
Начинается взборонка паров. На Варнаву - не рви траву.
Родившимся в этот день дана способность распутывать запутанные узлы. Им
следует носить янтарь и родонит.
3° Рака - слабая воля, недостаточная
для деятельности энергия. Именины
День независимости Шотландии
|
24 июня 1314 года в битве при Баннокберне шотландский король Роберт
Брюс разбил армию английского короля Эдуарда II, восстановив
независимость своей страны. |
День Симона Боливара — Освободителя в Эквадоре
|
Всем известно имя Симона Боливара — Освободителя. Под его
предводительством повстанцы разгромили испанские войска в Новой Гренаде
— нынешней Колумбии и в Венесуэле. Боливар стремился объединить всю
Южную Америку .
|
|